О сотрудничестве
Первым слово взял исполнительный директор 1+1 media Ярослав Пахольчук и сразу задал тон всей дискуссии.
«Очень хорошая традиция – регулярно встречаться и обсуждать те же самые вопросы, – с иронией заметил он. – Опять есть проблемы борьбы с пиратством, есть проблема отсутствия саморегулирования рынка. В принципе, есть и все остальные проблемы, о которых мы постоянно говорим. Все изменения на рынке – минимальные. Потому что мы любим говорить, но на самом деле делаем мало, мало решительных и смелых шагов. Вот президент сделал смелый шаг, и мы ждем, закончится в июле эра аналогового телевидения или не закончится. Смелый шаг? Смелый. Разумный? Не знаю. Надо ли отключать аналог? Однозначно. Каким способом? Наша позиция и лично моя отличается. Поэтому, я считаю, чтобы сегодняшняя наша встреча была продуктивной, надо обозначит 2-3 шага, которые медиаиндустрия и провайдерская индустрия должны сделать за ближайшие полгода».
С ним был солидарен и генеральный директор компании Triolan Вадим Сидоренко, который взял слово со стороны провайдеров.
«Если ничего не делать, то ситуация будет такая – каждый год стоимость прав на контент будет расти, каждый год провайдеры будут повышать цены для абонентов. Если продлить эту логику, то через пару лет можно дойти до нуля абонентов. Это прогноз по умолчанию. Эту ситуацию могут усугубить смелые действия, которые не согласованы друг с другом. Поэтому, конечно, надо между собой договариваться», – заключил он.
О пиратстве
Тему пиратства первым затронул директор ТОВ «ОТТ Україна» Александр Резунов:
«Конечно, мы постоянно обсуждаем одни и те же вопросы, это правда. Но я вижу подвижки на рынке по итогам года, положительные сдвиги в борьбе с пиратством. Но пока эти сдвиги есть только со стороны медиагрупп. Поэтому я хочу предложить помогать медиагруппам в их борьбе, раз уж мы все страдаем от действий пиратов».
Его поддержал и директор сети «Ланет» Мариан Ивасюк, который на конкретных примерах показал, что провайдерам необходимо включаться в борьбу с пиратами, и у них есть рычаги для этой борьбы, недоступные медиагруппам.
«Мое мнение по поводу пиратства такое, что если самим провайдерам не начинать что-то делать конкретное, то ничего конкретного и не произойдет. Медиагруппы, несмотря на то что они обладают достаточно большим ресурсом, который зачастую больше, чем у любого из провайдеров, все равно не обладают той информацией, которой обладают провайдеры, – отметил Ивасюк. – Я вспоминаю кейс провайдеров Черниговской области по блокированию нелегальных кардшаринговых сервисов. Этот кейс был очень успешный, мы тоже провели такой эксперимент у себя. Среднестатистический пользователь не обладает компетенцией для обходов блокировок провайдера. Провайдеру зачастую не надо даже блокировать эти кардшаринговые сервисы каждый отдельно. Нужно просто составить список и ввести механизм выделения пиратских ресурсов. Например, мы использовали вариант, когда 20% пакета просто дропалось, то есть соединение устанавливается, но каждую минуту пропадает, пиратским сервисом невозможно пользоваться, он становится нерелевантным.
Это сделать достаточно просто, и провайдеру это ничего не стоит с точки зрения его ресурсов. Очень просто. То же самое касается и нелегальных ОТТ-сервисов, открытых потоков и т. д. Правда тут ситуация двоякая, потому что где-то таким же образом мы поступаем и с самими медиагруппами, и их ресурсы в нашей сети недоступны, потому что мы до сих пор не договорились по каким-то моментам. Но это механизм наработанный, если этим начнут заниматься все провайдеры, то бороться с пиратством станет намного легче. Провайдеры должны брать в свои руки борьбу с пиратством. А медиагруппы в этом деле могут значительно помочь, например, что касается внешних ресурсов, где провайдер не может бороться. Все мы видели новую инициативу blacklists.org.ua, где можно пожаловаться на ресурс, медиагруппа его проверяет и, если что, использует свой юридический ресурс для борьбы с пиратами в магазинах, сторах и на прочих площадках, где провайдер не может ничего поделать».
Такая позиция провайдера не может не радовать, ведь еще недавно они крайне редко участвовали в борьбе с пиратами. Об этом напомнил присутствующим директор по стратегическому развитию медиагруппы StarLightMedia Федор Гречанинов:
«Пиратство – единственная тема, которая заслуживает того объема разговоров, который о ней ведется, и даже заслуживает большего внимания, чем отключение аналога, кодировка и подобные вопросы. Это важные события для отрасли, но это отдельные события. А борьба с пиратством – это вечный процесс и об этом и правда имеет смысл говорить каждый раз, когда мы встречаемся. И мне очень приятно мнение продвинутых провайдеров, что им надо тоже бороться. Раньше боролись только медиагруппы и несколько правообладателей, теперь в эту борьбу включились рекламодатели, многие перестали финансировать пиратство, включились банки и другие финансовые компании, включились сервисы, например, Google Play. На этом фронте мы видели всех, кроме провайдеров. Очень редко кто-то из них что-то делал, хотя они прямые бенефициары всех побед в этой войне.
Недавно одна всем известная платежная система оштрафовала один из всем известных банков за то, что через этот банк проходили платежи пиратов. Размер штрафа – 150 тыс. евро, что, в общем, неприятно любому игроку, любому банку. И это заставляет банки в том числе обращать на этот вопрос внимание».
Об отключении аналога
Борьба с пиратством – это, конечно, важная и вечная тема, но куда больше присутствующих интересовал вопрос отключения аналогового телевидения. Июль приближается, многие ждут его с заметным волнением. Оно и понятно, до отключения меньше месяца, а как мы будем жить после 1 июля – тайна за семью печатями.
«Наша позиция долгие годы не менялась, – прямо говорит Федор Гречанинов. – Мы считаем, что аналог нужно отключать как можно скорее, и нужно было отключать еще летом прошлого года. Другой вопрос, что есть ряд сложностей, которые нас беспокоят. Эта эпопея с отключением аналога выглядит немного странно. Год назад, я помню, как государственные органы, разные, в особенности Госспецсвязь, отстаивали позицию, что аналог отключать ни в коем случае нельзя. Потому что недостаточное покрытие «Зеонбуда», потому что есть еще ряд факторов. Тогда они, госорганы, продавили ситуацию, что отключать нельзя. Как изменилось за это время покрытие «Зеонбуда»? Короткий ответ: никак. И вдруг мы видим изменение позиции на прямо противоположную, мол, нужно отключать, причем бегом и без оглядки. Вопрос: а зачем мы еще целый год платили за аналоговое распространение? Это же расходы наши. Да, у нас социально ответственный бизнес, нас должны интересовать те люди, которые останутся без эфирного сигнала. Но со стороны государства за год ничего не было сделано.
«Дата начала кодирования спутникового сигнала критически зависит от даты отключения аналога. Нельзя менять сразу две технологии параллельно: должно пройти хотя бы полгода»
Слово «Зеонбуд» подействовало на присутствующих магическим образом, обстановка сразу стала куда более нервной. Все приготовились обсуждать многочисленные грехи украинского цифрового монополиста. Но Гречанинов внезапно решил «Зеонбуд» похвалить.
«На самом деле, с «Зеонбудом» у нас сейчас отношения лучше, чем с РРТ, – продолжил он. – Потому что мы понимаем экономику «Зеонбуда», понимаем его тариф. Мы спорили и пришли к тому, что тариф должен быть таким. Конечно, «Зеонбуд» пошел на такое сотрудничество не по доброй воле – было давление Нацсовета, других органов. В общем, государство помогло, и сейчас есть нормальный диалог. А вот с РРТ произошла анекдотичная ситуация. Была составлена рабочая группа из четырех медиагрупп и Незалежной асоціації телерадіомовників, которая ее инициировала, и куда входят почти все телеканалы за пределами четырех медиагрупп. Мы пришли к РРТ обсудить, на основании чего формируются тарифы, какие подходы к ценообразованию, чего нам ждать после отключения аналога и т. д. Так вот, диалог не заладился совсем. Концерн РРТ вообще не понимает, почему с нами надо об этом разговаривать. Не понятно, как они меняют тариф, не понятно, какой у них подход».
Более того, Гречанинов назвал Концерн РРТ «злодейской организацией» и рассказал, как они хотят заставить медиагруппы платить им деньги просто так:
«У КРРТ около тысячи вышек-опор. У «Зеонбуда» – 143 передатчика, и не все они находятся на опорах Концерна РРТ, а с учетом достройки первого мультиплекса для телевидения, более 200 опор не требуются. Я спрашиваю у Концерна РРТ: «Мы не должны будем платить за остальные 800 опор?» – Они отвечают: «А кто тогда будет платить?» Это даже не смешно! Так вы найдите, кому они нужны, – пусть они заплатят. Если они нужны радийщиками или «Киевстару» – пусть они заплатят. Если они нужны стране, СНБО – пусть в бюджете появятся деньги на это. Они искренне не понимают, почему мы не должны платить за эти 800 опор, которые нам не нужны».
О воспитании абонентов
Сразу несколько вопросов из зала касались участия медиагрупп в формировании правильного отношения абонентов к контенту. Ведь именно у медиагрупп есть информационный ресурс для, скажем так, пропаганды «здорового образа потребления».
«Учебных роликов на данном этапе нет, – ответил исполнительный директор 1+1 media Ярослав Пахольчук. – Но в рамках инициативы «Чистое небо» мы еще в конце прошлого года начинали вести обучающие мероприятия, была небольшая программа в digital-среде. По телевизору такой контент тоже будет. Я думаю, что это будет конец этого года или начало следующего. Это будет в рамках кампании по переходу на закодированный спутниковый сигнал. Кстати, многие присутствующие интересуются статусом кодирования. В двух словах, на сегодняшний момент мы ожидаем, что первые коробки приедут уже в сентябре, все четыре медиагруппы имеют системы кодирования, информационная кампания тоже начнется в сентябре, как только коробочки разойдутся. Кроме того, есть уже договор с «Зеонбудом» на кодирование их транспортного спутникового сигнала. Всех интересовало, а что будет, если сигнал останется незакодированным. Мы согласовали все условия, чтобы его закодировать, и сейчас работаем над этим в правовой плоскости».
Пахольчук также отметил, что дата начала кодирования спутникового сигнала критически зависит от даты отключения аналога. Нельзя менять сразу две технологии параллельно, в медиагруппах считают, что между этими событиями должно пройти хотя бы полгода.
Промежуточные итоги
Диалог между медиагруппами, провайдерами и другими участниками рынка электронных коммуникаций – явление сложное, но необходимое. Есть проблема небольших провайдеров и правообладателей, которые практически не участвуют в борьбе с пиратами, предпочитая отсидеться в стороне. Есть проблема несогласованности ценообразования, которая в итоге ложится на плечи конечного потребителя, абонента. Проблем хватает, но диалог, в процессе которого какие-то из этих проблем могут быть решены, идет, и достаточно активно. «Телекритика» и дальше будет знакомить читателей со всеми этапами этого нелегкого пути.