Slack запустили в тестовом режиме в августе 2013 года. Официально опубликовали приложение 12 февраля 2014-го. В первый день тестирования в приложении зарегистрировалось 8 тысяч компаний. К 2015 году Slack ежедневно стали использовать 1,1 миллиона пользователей, что сделало его самым быстрорастущим бизнес-приложением в истории. Его создатель Стюарт Баттерфил является сооснователем фотохостинга Flickr.
По мнению Эйба Винтера, Slack – это «противоположность организационной памяти».
С 2014 по 2016 годы Slack стал главным кошмаром Эйба. Менеджерам нравилось работать с приложением, где «все излагается в письменном виде», «повышается доступность сотрудников» и «быстро публикуются ответы на вопросы». При этом о разрушении способности команды думать, планировать и выполнять сложную работу никто не задумывался.
За что мы благодарны пионеру нейросетей Марвину Минскому
«Slack помогает вашим худшим сотрудникам подавить лучших. В этом его сходство с офисом открытого типа», – говорит Винтер.
Постоянные прерывания, мультизадачность, отвлечения и необходимость мгновенной реакции становятся нормой в онлайне. В мире Slack нельзя отложить ответ на сообщение, как на письмо в электронной почте. Если люди не ответили на вопрос в течение 5 минут, то о вопросе вообще забывают.
До Slack, работая трейдером, Эйб не то что не мог пользоваться соцсетями, ему даже приходилось отключать телефон, чтобы следить за тем, что происходит на бирже, и не отвлекаться.
Культура удаленной работы предполагает, что вы не будете отвлекаться на то, что происходит в офисе, но корпоративный мессенджер является лазейкой для обхода этого правила. Это изнашивает адреналовую систему команды, заставляя быть доступными все время.
«Когда все срочно, то ничто не является таковым. Slack – это суперзлодейский план по разрушению вашей команды», – говорит Эйб.
Электронная почта организовывает обсуждения в цепочки, в Slack такой возможности нет. И еще мессенджер постоянно подгоняет: функция is typing… («набирает текст…») вызывает нервный тик.
«Я словил себя на том, что пишу сообщения с закрытыми глазами, чтобы отогнать панику», – пишет автор.
Парадоксально, но скорость ответов на сообщения тоже вредна для групповых обсуждений, потому что люди в спешке выражают свои идеи в полуготовом виде.
Также корпоративный мессенджер в плохом смысле увеличивает производительность.
«Пока вы доберетесь до нужного сообщения через череду анонсов, комментариев и «посмотрите, какой у меня смешной кот», может пройти вечность»
По закону Гудхарта, если показатель превращается в цель, то становится плохим показателем. В Slack производительностью считается доступность человека в мессенджере. Работники умственного труда, коммуницирующие в группах, обычно сохраняют в письменной форме договоренности по работе.
В Slack качество этих записей оставляет желать лучшего. Пока вы доберетесь до нужного сообщения через череду анонсов, комментариев и «посмотрите, какой у меня смешной кот», может пройти вечность.
Круглосуточная доступность вредит документации. Когда люди отправляют документ с мыслью, что на него не отреагируют оперативно, они стараются донести все в более понятной форме и без необходимости дополнительных обсуждений.
«Slack и то вредное поведение, которое он косвенно поощряет, подарит синдром дефицита внимания всей вашей компании. Хотите конкурентное преимущество в один клик? Удалите свой аккаунт», – заключает автор.