Студент Суворовского училища, погибший в 1918 году под Крутами; 16-летний Михаил Бунь и его семья, которые участвовали во Второй мировой; герой Небесной сотни, спасавший своих товарищей на улице Институтской в 2014-ом; «киборг»Донецкого аэропорта… Это фильмы-портреты.
Пожалуй, особенно выделяется среди них портрет украинского поэта-диссидента Василия Стуса, который за свои убеждения отсидел в местах лишения свободыв общей сложности12 лет.
Короткометражка режиссера Антона Щербакова «День незалежності. Василь Стус» (руководитель проекта и креативный продюсер Тала Пристаецкая) рассказывает о последних днях жизни поэта, о том, как его пыталась уничтожить советская власть, но, как показало время, ей это не удалось.
Василия Стуса сыграл украинский актер и режиссер Ахтем Сеитаблаев, а майора КГБ, который его допрашивает, – народный артист Украины Станислав Боклан. Мы побывали на съемках под Киевом – в импровизированной тюремной камере.
– Так кого душит? –издевательски интересуетсяу Стуса майор КГБ, допрашивая поэта в камере…
Кстати, настроение перед съемками у Боклана и Сеитаблаева – двух, без сомнения, талантливых актеров и друзей по жизни – оказалось совершенно противоположным. Боклан находился в прекрасном расположении духа, был разговорчив и много шутил.
Сеитаблаев же, наоборот, избегал общения. После того как актера загримировали, от его вида (мертвенно-бледная кожа, болезненная краснота под глазами) становилось не по себе.
И вот начался допрос Василия Стуса майором КГБ…
Но через несколько минут майор потеряет самообладание. «Я тебя сгною, я тебя уничтожу, – угрожает он. – Каждое твое слово, каждую букву. Любое упоминание о Стусе будет считаться предательством».
И яблоки, лежащие на столе, разлетятся по тюремному полу…
«Птах душі» так и не передали родным после смерти Василия Стуса, объявившего голодовку в конце августа 1985 года и умершего в начале сентября. Однако имя поэта никто уничтожить не сможет.
P. S. Фильм «День независимости. Василий Стус» покажут на телеканале СТБ 24 августа сразу после выпуска «Вікна-Новини».
Ахтем Сеитаблаев: «Надо будет предложить Боклану вместе выпить»
– Ахтем, у вас есть любимое стихотворение Василия Стуса?
– Да – это «Мов жертва щирості – життя». Именно это стихотворение читал однажды мой приятель, покойный Виталий Линецкий, с которым мы работали в одном театре. Оно о смерти, о том, что ждем за тем порогом…
– Лично вам близка такая поэзия?
– В последние три года, наверное, да, учитывая события в стране, в моем родном Крыму.
– А как вы готовились к съемкам в короткометражке?
– Читал архивные материалы о Стусе. Подавляющее большинство знавших его людей отзывается о нем примерно одинаково: он был достаточно жесткий, бескомпромиссный человек. Его взаимоотношения с той системой могли привести только к гибели.
Стус не шел на сделки с собственной совестью. И победить его было невозможно – только уничтожить. К тому же у Василия Семеновича была семья – жена, сын, его шантажировали их жизнями…
Очень хочется, чтобы у меня получился живой Стус! И чтобы его боль, страхи, переживания в образе тоже прочитывались. Мне было страшно соглашаться на эту роль. И до сих пор еще страшно.
– Как у вас сложились отношения на площадке со Станиславом Бокланом?
– Мы крепко дружим (улыбается). Я его чрезвычайно уважаю как человека и актера. Имел честь снимать его пока только в одном своем фильме – в «Чемпионах подворотни» (2012). А играть с ним вместе очень удобно: Боклан один из тех немногочисленных актеров на площадке, которые великолепно слушают и слышат. Да и человек он хороший! С ним весело. Но веселость рабочая, конечно.
– А вне съемок вы общаетесь?
– Не так уж много, потому что он очень занятой актер. Но мы иногда…
– Выпиваете вместе?
– Нет, ни разу не выпивали. За столько лет у нас почему-то не сложилось даже 50 граммов выпить вместе. Он мало пьющий, а я вообще практически не пьющий. (С улыбкой.) А кстати, хороший совет, надо будет ему предложить выпить вместе! Может, наконец-то «развяжем»…
Станислав Боклан: «В казематах я в своей жизни не был, на допросах – тоже»
– Станислав, вы играете кагэбиста, который допрашивает Василия Стуса. Возможно, готовясь к роли, вы ориентировались на образы каких-то известных исторических деятелей?
– Не ориентировался я ни на каких деятелей, но с людьми подобного рода в своей жизни встречался. Так что их психологический портрет мне знаком. Ну и много читал о Стусе и его аресте.
– А как вы общались с такими людьми, как ваш персонаж майор КГБ, при каких обстоятельствах?
– Давайте не будем об этом! Скажу одно: в казематах я не был, на допросах – тоже. Просто приходилось пересекаться по жизни с людьми подобных профессий.
– Насколько вам близка поэзия Василия Стуса?
– Мне интересна поэзия в принципе, и Стуса в том числе. Личность он, безусловно, потрясающая, и от его поэзии для меня она неотделима. Человек, который решил, что идея важнее всего, даже жизни. Поэтому ничего, кроме восхищения.
– Как вы познакомились с Ахтемом?
– Он меня пригласил сниматься в своем фильме – на съемках и познакомились. До этого знал его просто как артиста Театра драмы и комедии, смотрел его спектакль «Ромео и Джульетта», но не знал, что он режиссер. Надеюсь, что мы с снова встретимся на съемочной площадке.
Антон Щербаков: «Мы хотим, чтобы зрителям стало не по себе»
– Антон, какой эпизод в фильме стал для вас самым сложным?
– Сцена допроса, в которой главные герои картины сталкиваются в последний раз. Это последняя попытка переубедить, изменить друг друга… Борьба в самой крайней стадии, когда все доводы и даже применение силы бесполезны. Последняя попытка с предсказуемым исходом.
В конце сцены майор КГБ, привыкший к власти не только над другими людьми, но и над собственными эмоциями, выходит из себя. Вот этот момент для меня и актеров и стал самым сложным. Важна органичность: чтобы не получилось, что человек, всегда контролирующий свои эмоции, вдруг ни с того ни с сего превращается в истеричку.
– Вот такого эффекта мы и добивались!
– Конечно, реагировал более отстраненно, чем зритель. Это как феномен репортеров, которые часто попадают в опасные ситуации и иногда даже гибнут, потому что смотрят на события, развивающиеся перед их глазами, через видоискатель камеры. Твоя главная задача в этот момент – передать эмоции зрителю. А о своих чувствах забываешь. Ведь когда ты снимаешь, то как бы оказываешься по ту сторону процесса. Но если у вас эта сцена вызвала мороз по коже, замечательно!
– Фильм о жертве и о том, что человек чувствует, жертвуя не только своей жизнью, но и будущим близких.
– Если бы не мог, я бы, наверное, не взялся за этот фильм. Нельзя ничего создать, если не пропускаешь это через себя. Невозможно выехать только на профессионализме, опыте или таланте.