С 23 по 27 апреля проходил онлайн-хакатон COVID Challenge Hackathon, целью которого был поиск идей для разработки технологических решений в борьбе с COVID-19, предотвращения его дальнейшего распространения и преодоления последствий кризиса как в Украине, так и в мире. В хакатоне решили принять участие и сотрудники 1+1 Digital. И победили! О том, как проходила работа над треком «Психологическая помощь в изоляции» и создавался проект чат-бота «Друг» рассказывают руководитель инновационного хаба 1+1 Digital Артем Лёзин и операционный менеджер 1+1 Digital Ирина Шаталова.
Артем Лёзин, руководитель инновационного хаба 1+1 Digital
В рамках инновационной лаборатории я регулярно ресерчил информацию по хакатонам. И вот 23 апреля я наткнулся на сообщение о проведении COVID Challenge Hackathon. Идея хакатона мне понравилась, и я решил, что пора действовать, ведь до завершения приема заявок оставалось 3 часа, а еще нужно было собрать команду (минимальный состав — 2 человека). Хакатон предлагал 5 направлений.
- Поддержка системы охраны здоровья.
- Поддержка уязвимых слоев общества.
- Развитие телемедицины.
- Психологическая помощь в изоляции.
- Проблемы малого и среднего бизнеса.
#1. Четко определить, что нужно делать
Я сразу же закинул информацию в наш внутренний чат менеджеров 1+1 Digital. Нужно сказать, что это были выходные. Но на тот момент у меня уже сформировался план и стек технологий, которые позволили бы принять участие в хакатоне с минимальным количеством участников команды. Тогда и вспомнил, что у моей коллеги Иры Шаталовой, как и у меня, как раз закончилось обучение, и вечера остались свободными. Сразу же написал Ире, и мы приняли решение участвовать вместе. Мы выбрали направление, которым интересуюсь я сам и с которым часто сталкиваемся как менеджеры — психологию.
Мы буквально за 2 минуты обсудили, какой это может быть проект, и договорились, что работа над ним не должна влиять на нашу основную работу. Проект мы назвали «Друг». «Друг − это автоматический собеседник (чат-бот), который помогает контролировать настроение и больше узнавать о себе. Опираясь на терапевтические рамки, известные как когнитивно-поведенческая терапия, «Друг» будет иметь такие функции:
— спрашивать людей, как они себя чувствуют и что происходит в их жизни — вести коммуникацию в формате коротких ежедневных диалогов;
— говорить о психическом здоровье и благополучии;
— отправлять видео и другие полезные инструменты в зависимости от настроения и потребностей в данный момент.
Иными словами, наш чат-бот позволит решить массовые стандартные потребности пользователей и освободить специалистов от рутины, что даст им возможность быть эффективными тогда, когда их помощь действительно крайне необходима.
Читайте также: Карантин – не повод расслабляться. Виктория Бурдукова о том, как продюсеру пережить кризис
#2. Создать команду
Участие в онлайн-хакатонах для нас в новинку. Первый вечер ушел на то, чтобы разобрать и перечитать все гайды, чек-листы, правила чатика в Slack. Вечером мы созвонились с Ирой, обсудили зоны ответственности по проекту и ушли работать.
Ночь прошла продуктивно. Мы провели такие необходимые этапы подготовки:
— сформировали прототип нашего будущего «Друга»;
— нашли потенциальных партнеров, это психотерапевты, нуждающиеся в новых клиентах или заинтересованные в написании научных работ и проведении исследований, госорганы.
А также определили ключевые боли рынка:
— рост количества запросов;
— отсутствие доступа к квалифицированной помощи;
— рост нагрузки на специалистов.
К примеру, сотрудники колл-центров линий доверия отмечают рост числа обращений за помощью в связи с депрессией или даже суицидальными мыслями. Только в Киеве таких обращений более 500 в сутки. Все это, по мнению специалистов, связано как со страхом перед новым вирусом, так и с вынужденным нахождением в четырех стенах. Более того, статистика говорит о том, что 10% от всех медицинских проблем составляют именно психические заболевания.
#3. Принять помощь ментора
Мы с Ирой быстро адаптировались, поняли правила игры и ожидания от проекта, спасибо за это нашему ментору Яне Михайличенко, CEО у Leavethemeeting. Мы регулярно списывались и проводили чекпоинты по проекту, например, в субботу первый чекпоинт мы проводили уже в 8,30 утра, а второй чекпоинт я проводил сидя на бортике багажника машины в лесу.
#4. Работать максимально эффективно… даже в лесу
Вся суббота прошла в ресерче, доработках проекта и подготовке презентации, ночью мы записали демо и утром заполнили все онлайн-формы для финальной презентации проекта, подготовили питч.
Оставалось еще немного доделать презентацию и ждать результатов − выйдем ли мы в финал. Чтобы немного отвлечься от сидения в четырех стенах и получить порцию вдохновения для дальнейшей работы, мы с семьей опять поехали в лес. Уже в дороге я узнал, что мы попали в число финалистов: пришлось быстро искать парковку в безлюдном месте, выгнать всех из машины и спокойно доточить питч и презентацию. Надо отметить, что в конечном результате питч я тоже проводил из машины (ох уж эти карантинные реалии).
Читайте также: Андрей Партыка: «Телевидение поддержит рекламодателей во время карантина»
#5. Добиться результата
Далее последовали часы ожидания результатов, и когда я услышал топ-5 финалистов, нас там не оказалось. Тогда я подумал, что мы наверняка попали в топ-10, и для нас это тоже был бы отличный результат. Это подтверждалось тем, что в очень короткие сроки мы успели найти заинтересованные в проекте стороны. Однако оказалось, что кроме топ-5 есть еще номинация «суперфиналист», и это мы — команда «Друг». Я не мог в это поверить, а тем временем Яна, наш ментор, в чатик уже писала поздравления.
Это был крутой опыт, который показывает, что даже в маленький промежуток времени при наличии команды и желания можно создавать что-то ценное и полезное.
Мы планируем продолжить работу над проектом. И теперь вечерами после работы мы собираемся с командой и обсуждаем конкретные шаги на ближайшие несколько месяцев. Из первых, которые уже запланировали, — расширение команды и привлечение профессиональных психологов.
Вот так и закончился хакатон: 400 участников, более 80 команд — и мы победители.
Ирина Шаталова, операционный менеджер 1+1 Digital
В четверг вечером ко мне неожиданно обратился коллега с предложением присоединиться к команде хакатона COVID Challenge Hackathon для разработки решений психологической помощи людям, которые находятся в изоляции. На тот момент уже была ключевая идея проекта — чат-бот-психолог.
Роли были распределены следующим образом: Артем занимался технической частью и самим механизмом бота, я работала над базовой внутренней методологией и ресерчем рынка (поиском данных об актуальности проблемы, существующих решениях на рынках, презентацией проекта).
Одним из ключевых требований участия был прогресс во время самого хакатона. У нас с этим критерием проблем не возникло, так как до хакатона проекта не было вообще, а другие команды принимали участие уже с более зрелыми продуктами). Думаю, что в какой-то мере в пользу сработал фактор свежести идеи и нашей супербыстрой подготовки, которая основывалась на опыте работы. Ну и, конечно же, победе немного посодействовало везение, куда без него. За время работы над проектом мы увидели, что проблема доступа к психологической помощи очень актуальна: об этом говорит статистика самоубийств, статистика количества психотерапевтов относительно других врачей, финансирование сферы, а главное — большое недоверие украинцев и непонимание важности психического здоровья. И речь не про города-миллионники, где общение с психологом уже стало привычной практикой, а про небольшие населенные пункты, где психолога может не быть вообще.
Конечно, мы понимаем, что бот не заменит настоящих врачей, но он точно сможет помочь людям разобраться со своими автоматическими мыслями и взять их под контроль, а в более сложных случаях поможет дождаться и получить помощь уже от настоящего специалиста. Мы планируем продолжать работу над проектом, и я уверена, что у него есть большое будущее.
Читайте также:
Хорошие новости: во время пандемии ТВ-реклама выросла благодаря FMCG и фарме
Фото: «Телекритика»
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!