Кто такой Мартин Скорсезе
74-летний Скорсезе – это живая история американского кино. Еще в первой половине семидесятых он снимает на любительскую камеру свои первые фильмы с участием мамы и друзей. Друг детства Мардик Мартин пишет сценарии – вместе они сделают четыре фильма, ставшие киноклассикой. Самый талантливый из этой компании, судебный стенографист Харви Кейтель, в семидесятых снимается в наиболее заметных дебютах того времени: у Ридли Скотта, Пола Шредера (который, собственно, написал «Таксиста»), Джеймса Тобака и самого Скорсезе, а в 1991 году продюсирует «Бешеных псов» еще никому не известного, но очень энергичного и самоуверенного молодого постановщика. Всего Кейтель сделал со Скорсезе пять фильмов, причем печать негативов первых двух пришлось оплачивать отцу режиссера, Чарльзу Скорсезе.
В 34 года Скорсезе – всемирно признанный постановщик, получивший Золотую пальмовую ветвь за «Таксиста», один из главных американских фильмов после «Гражданина Кейна». В восьмидесятых режиссер снимает один шедевр за другим, но все они оглушительно проваливаются в прокате: если «Бешеный бык» худо-бедно себя окупает, то «Король комедии» при бюджете 20 миллионов заработал два. Скорсезе работает на телевидении, снимает несколько малобюджетных картин, включая скандальное «Последнее искушение Христа» – и в девяностых возвращается триумфатором. В «Своих парнях», «Мысе страха» и «Казино» у режиссера открывается второе дыхание, он снова на пике формы, как в «золотых» семидесятых годах.
На «Банды Нью-Йорка» Скорсезе получает бюджет в 90 млн, находит в лице Леонардо Ди Каприо нового Роберта Де Ниро, авторское альтер-эго, – и вот уже полтора десятилетия исправно «печет» прибыльные блокбастеры. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
Чем интересны его герои
О чем этот фильм
«Молчание» – это его 24-й полнометражный художественный фильм. Впервые книга японского католического писателя Сюсаку Эндо о злоключениях португальских миссионеров-иезуитов в Японии XVII века попала в руки Скорсезе в 1989 году – ее вручил режиссеру один из католических священников, которым он показывал свое «Последнее искушение Христа». («Молчание» было издано на русском языке в 2008 году в книжной серии «Иностранной литературы», так что при желании с книгой может ознакомиться всякий желающий.)
История развивается на фоне самого трагического периода японского католичества, когда накануне эпохи изоляции христиане подвергались жестоким гонениям. Например, в 1597 году власти ничтоже сумняшеся распяли три десятка католиков, причем без разбору – как соотечественников, так и миссионеров-испанцев, так что натуралистическая жестокость многих сцен этого фильма (вполне, впрочем, типичных для Скорсезе) не является преувеличением. Но главное здесь, конечно же, тема молчания Бога перед лицом человеческих страданий: именно это молчание становится для главных героев фильма самым страшным испытанием веры. Пройдут они это испытание или дрогнут – вот главная интрига фильма, которую режиссер выдерживает до самого финала.
Несмотря на почтенный возраст, Скорсезе находится в прекрасной творческой форме: почти трехчасовой фильм не отпускает ни на минуту. Бывший оператор Иньярриту Родриго Прието, который работает со Скорсезе вот уже над третьим фильмом, сумел осязаемо передать величественные картины японской природы (снятой, кстати говоря, на Тайване), не менее жестокой, чем люди: может показаться, что в кадре даже воздух наэлектризован злом. Об актерских работах и говорить не приходится. По обыкновению, в фильмах Скорсезе артисты не просто выкладываются по полной, они выворачивают себя наизнанку – начиная от ветерана Лайама Нисона и заканчивая Адамом Драйвером, который сыграл в другом заметном фильме прошлого года, «Патерсоне» Джима Джармуша.
В общем, «Молчание» – один из ключевых фильмов в творчестве Скорсезе наряду с такими его глубоко личными работами семидесятых, как «Таксист» или «Бешеный бык». Другой вопрос, что новый фильм не стал таким же ярким художественным высказыванием, как классические ленты. Но такой мастер, как Мартин Скорсезе, может себе позволить после двух десятков фильмов снимать просто очередной фильм в стиле Мартина Скорсезе.