Обсудить вопросы нелегального контента и «черных» сайтов собрались представители самых разных организаций: Украинской антипиратской ассоциации (УАПА), Всеукраинской рекламной коалиции, Бюро интерактивной рекламы Украины, польской компании Gemius, представительства ЕС в Украине и даже американской компании Trustworthy Accountability Group (TAG). Это и не удивительно, ведь в мире глобальной информации и торговли даже небольшая брешь в защите может навредить правообладателям в любой точке земного шара.
«Тема пиратства и легального контента, в принципе, вечная, – начал свое вступительное слово исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции Максим Лазебник. – Во всяком случае на моей памяти, а я занимаюсь этой темой уже 19 лет. Все знают, что пиратство – это плохо, все помнят библейскую заповедь «не укради», но все равно продолжают воровать. Поэтому и мы должны продолжать нашу борьбу».
По словам руководителя инициативы «Чистое небо» Катерины Федоровой, пираты в Украине постепенно получают все меньше и меньше денег, а рекламодатели все чаще пытаются найти ту «точку ошибки», на которой они начали сотрудничать с «черными» сайтами.
«Наша основная цель – воспитание своего пользователя, чтобы он отказывался от нелегального контента и пиратских сайтов. А наш главный инструмент сейчас – это сервис blacklists.org.ua и мониторинг УАПА, которые помогает выявить рекламу брендов на «черных» сайтах. Если факт такой рекламы присутствует, скриншот и utm-метка баннера высылаются бренду с письмом-предупреждением. Если бренд не реагирует на предупреждение, УАПА публикует эту информацию в открытом доступе», – рассказала Федорова.
Заместитель главы УАПА Игорь Михайлов рассказал, что каждый месяц они делают по 300-400 таких скриншотов, а на пиратских сайтах регулярно размещают рекламу по 50-60 брендов. Конечно, большинство – это разнообразные онлайн-казино, от которых никто и не ждет честной игры. Но встречаются и очень известные уважаемые компании. И они часто не идут на контакт.
Есть проблемы и с полицией. Прикрыть небольшой пиратский сайт – это одно дело. А вот бороться с крупными компаниями часто бывает опасно. Поэтому сотрудники киберполиции иногда просто не хотят заводить дело, чтобы не лишиться своих погон.
«Мы уже дважды подавали заявление в полицию по поводу деятельности днепровского сайта tree.tv. Но полиция на них никак не реагирует. Мы считает, что реакции нет из-за того, что в Днепропетровской области уже были резонансные антипиратские дела, по результатам которых некоторые сотрудники киберполиции были уволены. Вот они и не хотят теперь браться за такие дела», – рассказал Игорь Михайлов.
В этом году круглый стол посетили представители польской компании Gemius, которая занимается разработкой программного обеспечения для мониторинга рекламы в интернете
«Защита бренда от упоминаний в негативном контексте в интернете – это на сегодняшний день не просто приятное дополнение, а полноценная необходимость, – считает Марта Верчиньска. – Мы, благодаря сотрудничеству с «Чистым небом», можем мониторить ситуацию как в Польше, так и в Украине. И развивать эффективность нашего программного обеспечения».
Исследования Gemius показали, что среди самых популярных украинских пиратских сайтов можно увидеть старые и хорошо знакомые всем названия: hdrezka, kinokrad, seasonvar и другие.
Виртуально круглый стол посетил вице-президент антипиратской коалиции Trustworthy Accountability Group (TAG) Ник Стринжер, который из США вышел на связь с другими участниками. TAG – это коалиция рекламной отрасли по борьбе с нарушением права интеллектуальной собственности и мошенничеством, которая была основана два года назад. Сейчас она сотрудничает с крупнейшими мировыми компаниями, такими как Disney, Walmart или Procter & Gamble, помогая выработать единые мировые правила и стандарты.
«В США из-за дыр в защите информации индустрия каждый год недополучает около $8,2 млрд выгоды. Только плотное сотрудничество США, ЕС и всех остальных государств может помочь в борьбе с такими утечками»
По словам Ника Стринжера, в США из-за дыр в защите информации индустрия в целом каждый год недополучает около 8,2 миллиардов долларов выгоды. А, так как дыры эти могут возникать где угодно, только плотное сотрудничество и Соединенных Штатов, и Европейского Союза, и всех остальных государств может помочь в борьбе с такими утечками. О необходимости сотрудничества и имплементации международных норм и стандартов говорил и сотрудник торгово-экономической секции представительства ЕС в Украине Джоселин Гютон.
«Работа должна идти на стыке теории и практики, писанных правил и их реализации, – сказал Гютон. – Мы все понимаем, что список правил – это просто бумага, которая не работает сама по себе, без усилий по имплементации этих правил в общественные отношения».
Подводя итоги встречи, представители рекламного бизнеса и антипиратских организаций договорились укреплять сотрудничество, помогая Украине бороться с пиратством и вырабатывать единые стандарты и правила рынка.
Еще недавно мы были в самом начале этого пути. Сейчас первые шаги уже сделаны, но во многом борьба за легальный контент только начинается.