Как можно догадаться по названию, фильм «Молодой Годар» посвящен одному из наиболее знаменитых французских кинематографистов «Новой волны» – великому киноэкспериментатору Жан-Люку Годару. Точнее, его взаимоотношениям с женой и музой Анной Вяземски в 1966-1969 гг.
Актриса и модель с русскими корнями, Вяземски снималась у Гарреля, Пазолини, Брессона, Феррери и других классиков, всего появилась в двух десятках фильмов и оставила после себя три книги прозы. (Анна умерла в октябре прошлого года в возрасте 70 лет.)
Во всеукраинский прокат «Молодой Годар» выходит 1 февраля.
Как возник замысел фильма
Анна Вяземски написала две книги о ее романе с Жан-Люком Годаром. В книге «Учебный год» (Une Année Studieuse) она рассказывает о начале их отношений, о том, как этот очаровательный, но неуклюжий парень делает первые шаги в великой семье голлистов (не будем забывать, что Анна была внучкой Франсуа Мориака), до показа фильма «Китаянка» на фестивале в Авиньоне в 1967 году. В книге «Год спустя» рассказывается о мае 1968 года, о кризисе, пережитом Годаром, о его радикализации и о распаде их брака вплоть до развода. Я был очень тронут их историей: я нашел ее оригинальной, волнующей, сексуальной и просто красивой.
Причем я узнал эту историю совершенно случайно. Я должен был сесть на поезд, но забыл дома книгу, которую я читал в то время. Пришлось поискать что-то почитать на станции. Так я впервые прочитал «Год спустя» Анны Вяземски – и сразу же увидел фильм.
«Годар – икона поп-культуры и одна из ключевых фигур шестидесятых годов, как Энди Уорхол, Мухаммед Али, Элвис или Джон Леннон»
В фильме «Молодой Годар» есть несколько элементов из книги «Учебный год», но он главным образом основан на книге «Год спустя». Когда я связался с Анной Вяземски по телефону, она уже отклонила несколько предложений. У нее не было желания, чтобы ее книга была экранизирована. Я помню, что перед тем, как мы повесили трубку, я сказал ей, что это действительно досадно, тем более, я нашел эту книгу такой забавной. Она сразу отреагировала и сказала, что тоже считает книгу смешной, но никто никогда не говорил ей об этом. Так все и началось.
Почему Хазанавичус решил снять фильм о Жан-Люке Годаре…
Я могу себе представить, как все удивились моему выбору, но я не считаю этот фильм настолько неожиданным или даже нетипичным для себя. Конечно, Годар является очень сложной фигурой. Но одним из факторов, который помог мне поверить, что этот фильм возможен, стало то обстоятельство, что Годар, будучи великим человеком искусства со сложной репутацией (здесь я говорю и об его фильмах, и о нем самом), также является иконой поп-культуры. Он – одна из ключевых фигур шестидесятых годов, точно так же, как Энди Уорхол, Мухаммед Али, Элвис или Джон Леннон. Через его образ мы можем приблизиться к предметам и темам, общим для всех нас. Любовь, творчество, политика, гордость, ревность и так далее. Он также никогда не был льстивым, никогда не пытался быть «хорошим». Это делает его сложным персонажем, который позволяет себе свободу повествования. Я не пытаюсь восхвалять его, поскольку это не та реакция, которую он сам пытается вызвать в окружающих. И в основном (а мы склонны забывать об этом) его фильмы, как и он сам, могут в это же время быть чрезвычайно забавными. Он умел очаровывать и был очень остроумным.
…и его возлюбленной Анне Вяземски
В первую очередь меня привлекла любовная история Годара и Анны Вяземски. Это не только история секса или страсти. Разрушение пары Годара и Вяземски возникает из глубочайшего искреннего стремления человека, глубоко укоренившегося в его эпоху, к политической и художественной правде в сочетании с мазохистской и саморазрушительной патологией. Из любви к революции и в поисках идеалов этот человек уничтожит все вокруг: своих идолов, прошлое, работу, друзей, а также отношения, даже свое имя, и в конечном итоге уничтожит сам себя. Анна станет свидетелем этого нисхождения в ад, и она будет любить его столько, сколько сможет, но не сможет следовать за Годаром до самого конца и будет бессильна против его самоуничтожения.
В глубине души нельзя винить его. И ее тоже. Они движутся в разных направлениях, поэтому их пара обречена на расставание. Я нашел это очень красивым.
Как объяснил выбор названия
Годар всегда блестяще называл свои фильмы. Я даже рискну сказать, что он сначала выбирает название, а затем придумывает фильм, чтобы название гармонировало с замыслом. Названия фильмов, которые он снял в шестидесятых, еще лучше, поскольку каждое из них напоминает возможный автопортрет человека, которым он мог бы быть: «Жить своей жизнью» (Vivre sa vie), «Презрение» (Le Mépris), «Маленький солдат» (Le Petit Soldat), «Банда аутсайдеров» (Bande à part), «На последнем дыхании» (À bout de souffle). А вот я никогда не был очень хорош в выборе названий…
Первое название у меня было «Великий человек», но в нем был каверзный намек, который мне не нравился. Это легко могло быть неверно истолковано. С другой стороны, мне понравилось название Redoubtable (фр. – «грозный», таково оригинальное название фильма, – «Телекритика») – сразу же вспоминается фильм «Великолепный» (Le Magnifique) с Жан-Полем Бельмондо. Мне также нравится тот факт, что это слово может иметь отрицательный или положительный оттенок: для кого-то это может быть комплиментом так же, как и упреком.
О событиях Студенческой революции 1968 года
События мая 1968 года нечасто находят отражения во французском кино. Когда я показывал эти события в «Молодом Годаре», мне хотелось придать фильму глоток свежего воздуха, цвета, духа, радости. Если фильм временами покажется вам непочтительным, даже если он немного издевается над Годаром, моя ирония никак не касается событий мая 1968 года. Я предвидел риск обвинений в том, что я выказываю неуместную иронию по отношению к целой эпохе, но на самом деле это не так. Я с большим уважением отношусь к этим событиям.
Почему Хазанавичус не показывает в кадре, как Годар снимает свое кино
Потому что это не биография кинорежиссера Годара, это история любви. Если бы я снимал Годара за работой, мне пришлось бы окружить его актерами, похожими на тех, с кем он сотрудничал в реальной жизни – а это Жан-Пьер Лео, Рауль Кутар, Жанна Моро, Франсуа Трюффо. Я этого не хотел. Первая же сцена фильма «Молодой Годар», на съемочной площадке фильма «Китаянка», позволяет мне заставить аудиторию поверить в то, что Луи Гаррель – это Годар. И это все. Я не прошу большего.
О взаимоотношениях режиссера с самим Годаром
Когда я был молод, мне нравился фильм «На последнем дыхании», его невероятная энергия, его мифические лозунги, блестящее присутствие Бельмондо в кадре… Тогда мне нравились его фильмы периода с Анной Кариной (актриса и жена Годара в 1961-1967 гг., – «Телекритика»). У нее такой шарм! У Годара было очаровательное первое десятилетие – шестидесятые годы, я многократно пересматривал все его фильмы того периода. Они дышат свободой и остаются абсолютно смелыми и восхитительно современными. Что касается фильмов семидесятых годов, то должен признать, что их трудно смотреть.
Перед съемками я отправил Годару письмо. И не получил на него ответ. Затем Годар сообщил, что хочет прочитать сценарий, я отправил ему сценарий – и опять не получил ответа. Тогда я предложил ему посмотреть фильм, и кто-то мне ответил, что он не хочет его смотреть. Тем не менее, не исключено, что в какой-то момент Годар выступит против моего фильма с одним из своих типичных лозунгов, в которых ему нету равных. Его слова покроют меня позором и заставят моих близких стыдиться меня. Посмотрим. В то же время я в восторге от этой мысли, и если бы мне пришлось выбирать, я бы предпочел снять фильм о Годаре, чем смотреть фильм Годара обо мне.