По ним можно изучать историю искусства
Вопреки расхожему мнению, современный графический роман появился не тогда, когда популярные сериализованные комиксы переросли свое супергеройское содержание. Уже в 30-х годах – начало Золотого века комиксов – «Бэтмен» и «Супермэн» сосуществовали с графическими новеллами далеко не развлекательного содержания. Их прародителем в США считается Линд Уорд, посвящавший свои романы в картинках судьбам рабочих и последствиям Великой депрессии. Влияние «плакатного» стиля Уорда можно проследить и в работах Арта Шпигельмана – несмотря на то, что вместо монументальных человеческих фигур он населил свой самый знаменитый роман мультяшными животными.
В экспериментальном сборнике Breakdowns Шпигельман пародирует поп-арт и Мориса Эшера, примеряет стиль экспрессионистов и снабжает все это комментариями влиятельного русского советского искусствоведа Виктора Шкловского. Что бы ни происходило в изобразительном искусстве XX века, это получило отражение в его рисунках – или как минимум удостоилось ироничного комментария.
Они доказывают, что комиксы сами по себе – искусство
Они учат, как пережить травму
Они повлияли на десятки других авторов
Журналы и антологии, которые Шпигельман выпускал вместе со своей женой, не только собирали под обложками заслуженных авторов вроде упомянутого Мура, но и знакомили читателя с талантливыми новичками. Одним из них стал Чарльз Бернс: его графический роман «Черная дыра» (1995-2005) исследовал метафору кошмара, передаваемого половым путем, задолго до фильма «Оно следует за тобой». В начале карьеры Бернс издавался в журнале Шпигельмана Raw, а сейчас он – практически сопоставимая со своим ментором величина. И пусть в «Симпсонах» он пока не засветился, зато «Черная дыра» фигурировала в качестве пасхалки в «Планете обезьян» 2014 года.
Какие культовые комиксы выйдут в этом году на украинском
В конце концов, они просто забавные
Предпочитая в своих романах юмор висельника, сортирным юмором Шпигельман тоже не гнушается. В 1985 году он придумал серию пародийных коллекционных карточек «Малыши из мусорного бачка» (Garbage Pail Kids). Несмотря на то что на них были изображены по-настоящему монструозные персонажи (вроде «Дырявого Дэна», чье тело напоминает решето), «Малыши» стали поп-культурным феноменом масштаба садистской «Азбуки» американского художника Эдварда Гори. Новые сеты карточек, за которыми стоят уже другие авторы, выходят по сей день – как правило, посвященные каким-то узнаваемым персонажам. Специальная серия 2016 года изображала в стиле «Малышей» Дональда Трампа и Хилари Клинтон. Точно так же, как по комиксам Шпигельмана можно изучать искусство XX века, по этому его детищу впору изучать маргинальную культуру последних лет – пусть это говорит и не в пользу нашего времени, зато лишь явственнее подчеркивает бунтарский талант автора.
Фото: YouTube The New Yorker