В этом году на поддержку национальных фильмов государство выделило рекордную сумму — 271 млн грн и уже рапортует о том, что в стране вырос объем производства фильмов.
Сразу два конкурса в этом году определяют проекты, достойные госфинансирования. Среди победителей предыдущего питчинга, проходившего в марте, — «Киборги» Ахтема Сеитаблаева, «Полина» Олиаса Бартко, «Донбасс» Сергея Лозницы, «Баба Прися» Владимира Тихого.
Мы решили расспросить известных режиссеров, сценаристов и продюсеров — на что государство охотнее дает деньги и что правильно подавать на питчинги.
Андрей Суярко
Безусловно, картины, которые финансирует государство, не должны разрушать основы государственности, подменять понятия, быть спекулятивными и т.д. А тем — очень много. Например, уже второй раз объявляют конкурс на тему Крут.
В идеале, конечно, спрос должно формировать не государство, а публика. Но государство путем финансовой поддержки может актуализировать ту или иную тему. Например, снимать историческое кино — удовольствие не из дешевых, и все, кроме зрителей, это понимают. Расчитывать на то, что государство в состоянии профинансировать много исторических фильмов, значит быть утопистом. Главная же тенденция: проектов становится больше, и это хорошо, потому что именно в этом случае могут появляться достойные фильмы.
Денис Замрий
В системе господдержки для меня всегда было два вопроса, ответы на которые я найти не могу. Первый — кто те люди, которые сидят в комиссии, и что они такого выдающегося сделали? А второй — кому дают деньги на этот самый кинематограф? Ведь, как правило, эти фильмы нудно смотреть даже на этапе трейлера.
«Как правило, эти фильмы нудно смотреть
даже на этапе трейлера»
Мне кажется, что государство дает деньги на весьма странные вещи. Поэтому я, например, на питчинги не подаюсь. (фильм «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» финансировался государством. но тогда питчинги не проводились, решение принимало руководство Госкино, — ред) Возможно, когда-нибудь наши чиновники решат поддержать нормальное, жанровое, коммерческое кино. А пока это просто черная дыра, непонятно о чем, для чего и, главное, для кого…
С другой стороны, у меня много знакомых, которые с этого кормятся. Так что, тут у меня двоякое ощущение: с одной стороны, я рад, что они имеют кусок хлеба с маслом, с другой — я не рад тому продукту, который они производят.
Владимир Тихий
Государственные деньги должны идти на картины, которые дают свежий, адекватный художественный анализ украинской реальности. Без традиционной совковой провинциальности. И в Украине уже дозрело поколение — назовем их двухтысячниками (25-35 лет), — которое способно такие проекты создавать.
При этом жанр для получения государственной поддержки значения не имеет. Единственное, на что денег точно не дадут, — телемыло пророссийской направленности.
Андрей Бабик
Я очень жду, когда Госкино выработает концепцию и объяснят, какое фильмы они готовы поддерживать. Ни разу Экспертный совет публично не объяснил, чего хочет от кинопроектов, которые подаются на конкурс, и какое кино сейчас нужно государству.
Очень надеюсь, что начнут поддерживать жанровые проекты. Предыдущие 25 лет Госкино финансировало очень странные фильмы.
Мне кажется, сейчас нам нужна мифология страны в хорошем смысле этого слова, а также современные герои, которые отражают изменения в обществе. Пока что сознание людей меняется быстрее, и кино не успевает за ними.
Юрий Минзянов
Больше всего заявок на госфинансирование подается в категории короткометражных лент. Это стартовый формат для многих киношников. Любят финансировать современные актуальные истории и наоборот — исторические картины. Много проектов авторского, фестивального кино.
Но, в целом, жанровых ограничений нет. Просто почему-то на госфинансирование реже подают жанровые проекты, востребованные у массового зрителя: комедии, детективы, фантастику. Фильмов, которые могли бы собирать кассу, подается мало и качество заявок довольно слабое. В идеале нужно делать отдельный питчинг для жанрового кино, и этот вопрос сейчас рассматривается в профильном агентстве.