Недавно сотрудники StarLightMedia имели возможность пообщаться с СЕО компании Михаилом Царевым и задать своему руководителю вопросы о том, куда движется компания. Краткий конспект услышанного был обнародован 16 июля в корпоративном блоге StarLightMedia SpringWing. «Телекритика» предлагает ознакомиться с ключевыми месседжами Михаила Царева.
«Я – менеджер. У меня финансовое образование и, так сложились обстоятельства, что моей профессией стало спасение компаний во время кризисов. Когда ты видишь, как большой организм выходит из кризиса и перерождается – для меня это колоссальное эмоциональное воздействие! Конечно, можно спросить, зачем было помогать StarLightMedia, ведь и так все было хорошо?» – рассказывает Михаил Царев.
«Есть случаи, когда компания не до конца понимает, что кризис есть, или что его вероятность очень высока. И тяжелая управленческая миссия в этом случае – донести коллегам, убедить их, что что-то действительно нужно менять. Да, у нас были высокие рейтинги, мы крупнейшие в стране, у нас сильный имидж. Но вернемся к вопросу честного диагноза – а это действительно так или нам просто комфортно продолжать так думать?» – пересказывает SLM слова Михаила Царева в корпоративном блоге.
По каким критериям было понятно, что компании необходим ветер перемен? Михаил Царев объясняет: «Мы теряли людей, и трудно было найти им достойную замену. Присутствовала определенная клановость на каналах и в группе. Были вопросы с доверием и верой в потенциал развития, вопросы прозрачности и возможности перехода с позиции на позицию. Сотрудники истощались и выгорали, им становилось неинтересно работать в StarLightMedia».
«Да, мы с вами создали много крутых шоу. Но успех (как и трудности) – не постоянный. Время поменялось, и наш зритель тоже поменялся. Мы это понимали. Как и понимали свою неготовность к новым вызовам. И тут встал вопрос прибыльности бизнеса. Потому что прибыль – это не только статус. Это лакмусовая бумажка, которая показывает эффективность компании. А также – возможность инвестировать в будущее, чего раньше мы не делали.
Сегодня зритель имеет свободу выбора, он все активнее мигрирует в интернет. А что мы как компания сделали для того, чтобы быть в интернете вместе со зрителем? Нам нужно развивать новые направления, новые профессии. Для этого нужны инвестиции. А где их взять? А что, если стоимость и ценность телевизионной рекламы упадет? (А для нас это основной доход…) А что, если в один момент акционеры перестанут вкладывать деньги в наш бизнес? Что тогда?
Если бы мы продолжили работать в таком, как казалось, стабильном режиме и дальше – мы рано или поздно перешли бы в режим застоя. Рынок и конкуренты все равно заставили бы нас меняться – но это было бы гораздо больнее и менее контролируемо».
Мне всегда чего-то не хватало! И я искал новые вызовы, и так случалось, что меня перенаправляли на эти новые вызовы.
СЕО телегруппы отдельно выделил тему управления кризисом, определив три периода ее «жизненного цикла». Михаил отметил, что для него этот полный цикл составляет три года.
- Первый год – самый трудный. Все вылезает наружу, одни сложности порождают другие.
- Второй год – вырисовывается определенное взаимопонимание. Ты начинаешь видеть контуры перспективного будущего твоей компании и позитив помалу вытесняет негатив.
- Третий год –ты только направляешь, корректируешь процессы и замечаешь результаты перестройки, видишь освободившуюся энергию, новый потенциал компании, людей и бизнеса.
«Когда наступает четвертый год, я начинаю задумываться над тем, что можно было бы остановиться. И в моей жизни были случаи, когда действительно можно было остановиться и просто “почивать на лаврах” еще 5–10 лет. Но мне всегда чего-то не хватало! И я искал новые вызовы, и так случалось, что меня перенаправили на эти новые вызовы», – сказал Михаил Царев.
В частности, Михаил Царев выделяет следующие ключевые компетенции менеджера для борьбы с кризисной ситуацией:
Главное правило – не паниковать! Есть две ситуации, в которые вы можете попасть. Первая – когда ты приходишь в компанию, где «все пропало»: все явно понимают, что наступил кризис, что люди увольняются и процессы не функционируют… Тебя сразу уносит водоворот событий. И вторая ситуация – когда в компании еще не осознают наступление кризиса. В обоих случаях нужна «холодная голова», чтобы не застрять в проблемах, которые на тебя наваливаются.
Дать честный диагноз компании, что на самом деле происходит. Для Михаила – это один из ключевых факторов успеха – уметь сделать шаг назад и взглянуть на ситуацию со стороны.
Мы теряли людей, и трудно было найти им достойную замену. Присутствовала определенная клановость на каналах и в группе. Были вопросы с доверием и верой в потенциал развития, вопросы прозрачности и возможности перехода с позиции на позицию. Сотрудники истощались и выгорали, им становилось неинтересно работать в StarLightMedia.
Абстрагироваться от персональных выводов относительно коллег. Не нужно оценивать людей: кто что сделал или не сделал. Как менеджер вы должны изучить сложившуюся ситуацию, рассмотреть проблему, понять ее систему и суть.
Не погрязнуть в операционных вопросах. Нужно четко понимать цель. Стать прибыльной компанией – это не цель. Настоящая цель – создать компанию будущего. А доходность бизнеса – это обязательное условие, но не цель.
Умение смотреть вперед. Михаил недавно увлекся игрой в хоккей. Есть такая фишка у начинающих хоккеистов – они играют, смотря на шайбу. И тренер постоянно напоминает им, что не стоит концентрироваться на шайбе – надо смотреть на лед, вперед. Это к тому, что мы часто «смотрим на шайбу» в своей работе. А для менеджера нужно уметь смотреть вперед – на лед. И об этом нужно всегда помнить.
Умение задавать правильные вопросы: «А что будет, если…?», «А об этом мы подумали?», «А если мы решим этот вопрос сейчас таким образом, что нам это даст в будущем?».
Самое главное в компании – люди. «С опытом я понял, что самая совершенная система, созданная без учета людей, не будет работать ни в одной компании. И не важно, насколько эта компания зависит от персонала – все вращается только вокруг людей. Пока мы не поймем, что мешает людям работать по-новому, пока мы не поможем работникам найти свое предназначение, нам трудно что-то изменить в компании», – акцентировал Михаил Царев.
Компания будущего, по мнению Царева, – это медиакомпания, которая является «серьезным игроком на международной арене» и которая занимается, в том числе, производством интернет-контента для платной дистрибуции: «Мы – это компания, которая развивает направления бизнеса будущего. Мы решили для себя, что мы не просто телевизионно-вещательная компания, которая продает рекламу рекламодателям. Еще в рамках трансформации мы сформировали 4 равноправных направления бизнеса, которые одинаково важны для нас. Это новости – новое направление, которое может и будет функционировать как прибыльный бизнес. У нас есть производство контента, и мы хотим сделать это направление серьезным игроком на международной арене. И мы уверены, что у нас есть таланты и возможность достичь такого уровня. Это, в том числе, новое направление платного телевидения и диджитала. И мы планируем активно развивать цифровые технологии, чтобы в ближайшем будущем дивизион Pay TV заказывал собственный контент у “Производства”, наряду с “Вещанием”».
У нас есть производство контента, и мы хотим сделать это направление серьезным игроком на международной арене. И мы уверены, что у нас есть таланты и возможность достичь такого уровня. Это, в том числе, новое направление платного телевидения и диджитала. И мы планируем активно развивать цифровые технологии, чтобы в ближайшем будущем дивизион Pay TV заказывал собственный контент у «Производства», наряду с «Вещанием».
Также холдинг намерен работать над общественным имиджем. «StarLightMedia – это компания с особой репутацией в обществе. Мы – компания, которая разделяет потребности общества (равенство, экологичность, инклюзивность) и положительно влияет на его институты. Мы – компания с новым менталитетом. И наше развитие не остановится после трансформационных изменений. Мы будем совершенствовать компанию и каждого сотрудника постоянно. Мы – это компания с устойчивым и прогрессивным майндсетом, которая способна выдержать новые вызовы в будущем. И мы уже работаем над этим сейчас», – резюмировал Михаил Царев.
Напомним, 10 июля СЕО StarLightMedia на встрече с партнерами рассказал, что в этом году холдинг хочет достичь уровня высокой прибыльности и сменить вектор развития – с broadcastcompany превратиться в mediacompany, сконцентрировавшись на производстве контента как для ТВ, так и для digital.
Фото: SLM