В ночь с 28 на 29 января телегруппы StarLightMedia, 1+1 media, «Медиа Группа Украина» и Inter Media Group закодировали спутниковый сигнал 22 своих основных развлекательных телеканалов. Сегодня около 9:30 стали доступны данные телерейтингов Nielsen за первый день после кодирования. Какую долю потеряли каналы медиагруппы из-за спутникового кодирования? Действительно ли вырастут рейтинги российских незакодированных телеканалов? Об этом в своем блоге рассказывает Орест Билоскурский.
Если вы читаете «Телекритику», то вы, вероятно, последнюю неделю обсуждали две темы: кодирование спутника и перерасчет населения от министра Кабинета министров. Обе темы касаются телевизионных измерений. По первому ─ всем интересно, как спутниковое кодирования на самом деле повлияло на телерейтинги. Вторая тема интересна тем, что цифры, которые обнародовали при сложном трехметодовом подходе ─ нас чуть больше 37 миллионов ─ абсолютно близки к цифрам, которые использовались в телевизионном исследовании еще задолго до пересчета от министра Кабинета министров. Так вот. Если вы читаете эту статью, то телеканалы медиагруппы все же закодировали свой спутниковый сигнал, и, возможно, в конце текста найдете для себя ответ на вопрос, как украинские зрители пережили первый день после кодирования. Стоит ли ждать массовый переход на просмотр российских телеканалов, которые имеют открытый спутниковый сигнал?
Но сначала бегло вспомним, с какими возможностями сталкивались зрители в исторической перспективе за последние пять лет. Каналы меняли транспондеры на спутниках, переходили с одних спутников на другие, зрителям отключали аналоговые эфирные каналы, сначала сигнал Т2 для зрителей был кодированным, а затем Т2 раскодировали. И все это зрители проходили безболезненно ─ они продолжали потреблять тот контент, который они потребляли «до» и «после».
Из всех сторон раздается миф, что из-за спутникового кодирования телеканалов медиагрупп, зрители будут смотреть российские телеканалы.
Чтобы развеять миф, на помощь нам придут данные из телевизионного исследования, которое мы уже определяли выше, поскольку оно является действительно одним из самых точных источников данных в Украине.
Как выглядят спутниковые пользователи в Украине? Мы точно знаем сколько их – 4,5 млн домохозяйств. С каких спутников они принимают сигналы телеканалов?
- Какие спутниковые «тарелки» наиболее распространены?
В Украине однозначно доминируют «тарелки» с «тройными» конвертерами-«горынычами», направленными на 13, 4 и 5 градусы. Данные Nielsen показывают, что около 85% семей спутникового телевидения имеют «тарелки» именно с таким тройным вариантом. Это означает, что самыми популярными, самыми распространенными и самыми доступными являются телеканалы, транслируемые открыто на таких спутниках: Astra 4A (компании SES), Amos 3/7 (компании Spacecom) и HotBird 13 (Eutelsat).
- На какие спутники настроены «тарелки» у 15% остальных спутниковых семей?
Конечно, вам интересно узнать, какой же процент «тарелок» настроен на другие спутники. Так вот, спутник на российском 36 градусе занимает 5 место среди спутников (после Astra 4A, Amos 3, Amos 7 и HotBird 13), на которые настроены украинские семьи, его доля ─ всего 3%. Тогда как лидер ─ Astra/Sirius (старое название, но люди все еще продолжают его так называть) ─ до 85%.
Почему «люди говорят» о российских каналах, если по состоянию на сегодня доступен большой набор украинских телеканалов на спутниках, которые преобладают (Astra 4A, Amos 3/7 и HotBird 13)? Незакодированными остаются более 60 украинских телеканалов.
В противоположность им на HotBird 13 доступно всего лишь 8 российских телеканалов с открытым сигналом.
TV Rus |
RTR Planeta |
Россия 24 |
NTV Mir |
ТНТ Европа |
8 Kanal International |
NoviyMir |
Первый канал. Европа |
Вчитайтесь в названия телеканалов ─ и вы увидите, что, в принципе, те, кто остался на бесплатном «спутнике» и не планирует что-то менять (переходить к спутниковым провайдерам или менять тип приема), получат все равно внушительный набор из телеканалов.
Что здесь хочется добавить? Если вы работаете на ТВ, и вы нашли свой канал в этом списке, то знайте ─ вы не воспользовались шансом и не провели кампанию со своими зрителями по их сохранению. Вы им не рассказали, что ваш канал будет оставаться на спутнике на старом месте, со старыми параметрами и в открытом доступе. Вы были бы вообще гениальными, если стали бы в очередь за размещениями на тех транспондерах, котороые освобождают 22 закодированных телеканала медиагрупп. Хотя здесь предостережения в другом ─ смотреть на ваших телеканалах особо нечего. Поэтому: будут ли зрители вас смотреть? Насколько сильным для них будет стимул искать другие способы получения любимых каналов (Т2, подписки на кабельное, платный спутник или ОТТ), имея 70 других открытых телеканалов?
Чтобы выяснить последнее у нас есть простой показатель, он опять же очень точно подсчитан. Речь идет о суммарном проценте времени, или проще ─ доле телесмотрения спутниковыми семьями тех 22 телеканалов, доступ к которым теперь нужно получить другим способом. Доля их просмотра с 2014-го стабильно колеблется в пределах 70-78%.
В следующем графике указано, какая доля людей не выключала ни одного канала из списка закодированных. Таких в 2019-м было всего лишь 0,9-2,2%.
Видим, что так же как и среди всего населения, панелисты со спутниковым типом приема сосредоточили свои тарелки на трех основных спутниках.
Приведет ли спутниковое кодирование медиагрупп к большим потерям в показателях их телеканалов? Нет! Потери будут на уровни погрешности измерения. Это означает, что программные решения программных директоров телеканалов будут иметь влияние значительнее, чем технологические изменения в принятии телеканалов зрителями. Для категории зрителей 18-54 лет в городах 50 тыс. + в течение 14 следующих дней эффект вообще останется мизерным и возможно даже выйдет в плюсовую категорию.
Итак, что нам дал первый день ─ день максимума показателей телеканалов, которые не кодировали спутниковый сигнал? Это собственно и таблица, которую вы все ждали.
Взглянем на аудиторию 18-54 50+. Поскольку это быстрые результаты ─ это точечная оценка состоянию на старте. Далее будем вместе следить за развитием и поведением спутниковых семей. 18-54 50+ ─ это коммерческая аудитория, на которую максимально ориентировано рекламное сообщество (это аудитория, по которой прогнозируется и отслеживается просмотр рекламы). Впоследствии в следующих публикациях будут также сравнения с данными домохозяйств по всей Украине, что позволит увидеть поведенческий эффект, а не коммерческий.
Данные за каждый день недели нужно сравнивать с аналогичными днями прошлой недели: например понедельник 27 января с понедельником 20 января. Итак, день кодирования ─ 29 января, среда. Сравним с предыдущей средой ─ 22 января. И здесь мы увидим, какое место заняло 29 января за всю историю измерения телерейтингов. Берем долю 22 телеканалов, которые закодировались, и смотрим, какое место заняла эта доля в исторической ретроспективе. Для чего мы это делаем? Потому что если кодирование действительно повлияло негативно, как некоторые из вас ожидали ─ то данные за 29 января должны быть почти в самом низу (в идеале худший день по доле украинских топ-каналов). Итак, листаем и смотрим на таблицы.
Таблица №1. Сравнение суммы долей закодированных каналов во вторник, 22 января, за неделю до кодирования с первым днем кодирования ─ 28 января (аудитория 18-54 50+).
Аудитория 18-54 50+ | 22 января | 29 января | Разница |
Доля | 70,8199 | 66,9898 | -5,4% |
Рейтинг | 8,9567 | 8,5560 | -4,5% |
Видим несущественное изменение, особенно учитывая, что это только первый день кодирования.
Таблица №2. Место 29 января в историческом топе суммарных долей телеканалов, которые закодировались с 2014 года.
Суммарная доля 4 телегрупп по 18-54 50+ | Дата | Место |
63,2443 | 19.02.2014 | 1 |
63,9128 | 02.03.2014 | 2 |
65,0230 | 21.02.2014 | 3 |
65,5482 | 22.02.2014 | 4 |
66,6036 | 18.02.2014 | 5 |
66,7652 | 20.02.2014 | 6 |
66,8256 | 20.02.2015 | 7 |
66,9863 | 22.01.2014 | 8 |
66,9874 | 26.11.2018 | 9 |
66,9898 | 29.01.2023 | 10 |
67,0184 | 23.01.2014 | 11 |
Итак, мы видим, что всего в данных наблюдения мы фиксируем 2220 дней, и 29 января занимает лишь 10 место в «антитопе». Это указывает на то, что кодирование никак существенно не повлияло на показатели каналов, уровень влияния ниже, чем уровень программирования и других факторов. Проседания не является драматическим (не первое место «антитопа»). Таким образом, это указывает на то, что эффект от перехода на платную модель быстро нивелируется.
В перспективе через 10-14 дней эффект исчезнет.
Фото: pixabay
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!