Через несколько недель, 3 мая, в Украине уже в четвертый раз выберут лучших в области кинематографа. Впервые в истории церемония награждения Национальной кинопремии «Золота Дзиґа» будет проходить онлайн. Впрочем, и в таком формате все лауреаты получат заслуженные награды. Мы узнали у кинокритиков Алекса Малышенко и Анны Дацюк, кто из нынешних номинантов в категории «Лучший фильм» имеет больше всего шансов получить премию «Золота Дзиґа».
«Вулкан»
«Вулкан» – это первый игровой фильм режиссера Романа Бондарчука. Он известен своими документальными фильмами, вроде ленты «Українські шерифи» 2015 года, которая была выдвинута Украиной на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. «Вулкан» впервые увидели зрители Международного кинофестиваля в Карловых Варах 2018 в программе «На схід від Заходу». В центре сюжета – переводчик ОБСЕ Лукас. При определенных обстоятельствах он оказывается в городе Берислав Херсонской. Там герой останавливается пожить у дяди Вовы и его дочери Марушки. Жизнь с ними открывает парню совершенно другую вселенную.
Алекс Малышенко: «Украинский писатель Майк Йохансен в тридцатых годах издал «Путешествие ученого доктора Леонардо и его будущей любовницы прекрасной Альчесты в Слобожанскую Швайцарию». В повести он сделал главными действующими лицами пейзажи степи, а герои-люди выполняли скорее роль декораций. То, что Йохансен поступил со степями Харьковщины, повторил Роман Бондарчук с видами Херсонщины. Правда, в отличие от писателя, не убавил значение людей.
«Вулкан» еще с момента украинской премьеры в рамках ОМКФ завоевал благосклонность критиков. Но мне кажется, что время сыграло не в пользу фильма: отложенный выход (сначала «Вулкан» должен был выйти в прокат в октябре 2018) бросает картину в битву со зрительскими фаворитами – «Домой» и «Мои мысли тихие». Оба конкурента противопоставляют созерцательности «Вулкана» эмоциональность – сильное оружие для подавляющего большинства зрителей. Вопрос лишь в том подвластны ли ей киноакадемики».
Анна Дацюк: ««Вулкан» Романа Бондарчука – это кафкианская комедия и украинский сюрреализм, гротеск в духе Кустурицы и трагизм национального масштаба. При этом в картине постоянно ощущаются отголоски документалистики – родной стихии для режиссера. Несмотря на заманчивую картину «Вулкану» не хватает сильных актерских работ как от главных лиц, так и от второстепенных. Впрочем, такой недостаток компенсируется головокружительными съемками и искусно освоенным пространством в кадре. К тому же «Вулкан» не был бы таким уникальным, если бы не байки и истории Херсонщины, большинство из которых здесь (если не все) имеют реальный бэкграунд. Это уверенный игровой дебют Бондарчука, который поставил режиссера на карту перспективных постановок нового художественного украинского кино».
«Додому»
Драма «Додому», мировая премьера которой состоялась в секции «Особый взгляд» 72 Каннского кинофестиваля является дебютной полнометражной работой режиссера Наримана Алиева. После этого лента завоевала главную награду Одесского международного кинофестиваля – Гран-При. Зрителей покорила щемящая история отца и сына. По сюжету у крымского татарина Мустафы умирает первенец. Он приезжает в Киев, где живет младший сын, чтобы вместе с ним забрать тело старшего и похоронить на родине в Крыму согласно мусульманским традициям.
Алекс Малышенко: ««Домой» – лидер по количеству номинаций и один из наиболее вероятных фаворитов киноакадемиков. Это стало бы логическим завершением пути, который уже прошел фильм от премьеры в Каннах до длинного списка «Оскара».
Мне кажется, что фильм видели уже все. Но на всякий случай напоминаю, что здесь и хорошая актерская игра, и мощная драма, и хороший сценарий с эмоциональным финалом и замечательная операторская работа. Нечасто в украинском кино увидишь такую естественную смесь личного и политического и еще реже услышишь с экрана крымскотатарский язык».
Анна Дацюк: «Для меня «Додому» – вероятно лучший украинский фильм года. Это об отцовстве и взрослении, это история национальной идентичности и культурологический комментарий о коренных жителях Крыма. В пользу «Додому» говорит хорошая операторская работа Антона Фурсы и ощутимый режиссерский почерк Алиева, который очевидно выкристаллизовался еще на «крымской трилогии» короткометражек «Повернутись зі світанком», «Тебе кохаю» и «Без тебе». «Додому» затрагивает вопросы пропасти между поколениями, верности традиции и противоречивости патриархального устоя. Это к тому же своеобразная горькая инициация для главного героя-подростка и сильный геополитический месседж без спекуляции на теме военного конфликта».
«Мої думки тихі»
Комедия «Мої думки тихі» – дебют в полном метре Антонио Лукича. Лента получила специальную награду от жюри кинофестиваля в Карловых Варах, а также фильм увидели зрители Чехии, Ирака, Молдовы, Украины, Люксембурга, Польши, Беларуси, Южной Кореи, Австрии, Ирландии и Германии.
Потерпев множество неудач, молодой звукорежиссер-фрилансер Вадим может начать все заново, если выполнит задание для канадской компании. Ему нужно записать голоса закарпатских животных. Это позволит ему покинуть Украину и перебраться в Канаду. Однако все оказывается гораздо сложнее, когда главным спутником в новой работе оказывается наименее подходящий для этого человек – мама Вадима.
Алекс Малышенко: «Фильм «Мої думки тихі» доказал, что украинская авторская комедия может быть интересной зрителю. Даже если ее юмор «не для всех». Даже если там нет сто тысяч звезд, а есть только Ирма Витовская (которая одна стоит всех ста тысяч). Даже если действие происходит на территории «неизвестного» для украинского кино Закарпатья.
Предшественникам фильма «Мої думки тихі» в этом жанре, фильмам «Припутні» и «Герой мого часу», не посчастливилось завоевать главный приз кинопремии. Но в этом году все может измениться: благодаря своей эмоциональности картина имеет неплохие шансы на победу».
Анна Дацюк: «Еще один уверенный претендент на украинский фильм года, и это комедия! Более того, – умная комедия, которая не пользуется туалетным или постыдным юмором. Записи звуков украинских животных здесь, конечно, не ключевые, хотя и действительно оригинальны. Ведь, прежде всего, это о непростых отношениях сына и матери. У Лукича хорошее понимание комедийного ритма, он умело обыгрывает рагулизм без превосходства, присущего авторам подобных комедий. Монтаж и музыкальное оформление обеспечивают ленте хороший иронический тон, но главным достоянием «Моїх думок» становится невероятная Ирма Витовская, исполнившая роль мамы главного героя. Хотя, правильнее будет сказать, что Витовская сыграла маму буквального каждого украинца миллениала».
«Співає Івано-Франківськтеплокомуненерго»
В главную номинацию на кинопремию попал дебют в документальном полном метре. Это лента соосновательницы Международного фестиваля кино и урбанистики «86» в Славутиче Надежды Парфан. Собственно, для автора это личная история, поскольку дедушка Надежды был первым директором и основателем Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго, и там до сих пор работает ее мама. Главный герой – Иван Васильевич. Мужчина много лет возглавляет профсоюз коммунального предприятия Ивано-Франковсктеплокомуненерго и руководит хором. Здесь поют все: ремонтники, диспетчеры, слесари, бухгалтеры. Но отопительный сезон корректирует график репетиций. Трудовой коллектив пытается починить устаревшие коммуникации, пока разгневанные потребители штурмуют горячую линию.
Алекс Малышенко: «У Надежды Парфан вышел искренний рассказ о коммунальщиках, бездействующих профсоюзах и коллапсе коммунальной системы, которая визуально отсылает нас к сериалу «Чернобыль». Кино хорошо показало себя в прокате (как для документалистики) и даже было продано на японское телевидение.
«Співає Івано-Франківськтеплокомуненерго» – первый документальный фильм, который борется за главную награду «Золотої Дзиґи». Его номинация – это уже прецедент, и пока не совсем понятно, какие у ленты шансы на победу в секции «Лучший фильм». Но есть вероятность, что картина станет лучшим документальным фильмом кинопремии».
Анна Дацюк: «В фильме Надежды Парфан одна из лучших содружеств звукового и видеоряда. Здесь поет не только хор, но и трубы с котлами, которые перекликаются со звонками стационарных телефонов. При этом в «Співає Івано-франківськтеплокомуненерго» хватает теплоты – автор искренне заинтересована своими персонажами – видно, что история личная и для самого режиссера. Есть здесь и любимая для Парфан тема урбанистики, что воплощается в печальном изображении неэффективности и устарелости инфраструктуры, изменить которую достаточно сложно. Зато у Парфан выходит человечный портрет системы, коммунальщики уже никогда не будут такими архетипическими бездельниками, какими мы их считали до появления фильма «Співає Івано-франківськтеплокомуненерго»».
Фото: pexels
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!