Как это возможно? Корней Грицюк снимает кино с 2011 года, за это время его короткометражные ленты были участниками кинофестивалей в Страсбурге, Португалии, Франции и Бангладеше, а также на международном кинофестивале «Молодость» в Киеве.
Как рассказал «Телекритике» режиссер, практически все свои работы он снимал без какого-либо финансирования, полагаясь лишь на свои силы и друзей.
О короткометражном кино
О чем «2020. Безлюдная страна»?
Так, после волны эмиграции, некий канадский режиссер решил провести эксперимент: он отправился в Украину, чтобы узнать, счастливы ли те люди, которые остались, и почему. Я хотел поднять проблему эмиграции, но не с точки зрения документального кино или игрового, а под углом выдуманной реальности. Я хотел создать безумную упаковку, внутри которой были бы серьезные мысли.
О жанре мокьюментари
Украинского мокьюментари мало, даже практически нет. Я могу вспомнить разве что короткометражку «Гвоздь» Филиппа Сотниченко. Из иностранного – «Первый на луне» российского режиссера Алексея Федорченко и, конечно, «Далёкая синяя высь» Вернера Херцога. Но я остановился на этом жанре не потому, что его нет в стране и я хотел быть каким-то уникальным, просто для меня это был единственный возможный способ рассказать о важной проблеме, не имея средств для съемок фильма.
Если же смотреть на мокьюментари в целом, я считаю, что жанр очень подвижен и перспективен. В него можно засунуть любой бред, начиная от «Ведьмы из Блэр», «Первых людей на луне» и всякого прочего ужаса, представляя, к примеру, что это found footage.
Снимать кино без денег – вынужденная мера или стиль?
О бюджете «2020. Безлюдная страна»
О сложностях безбюджетного кино
Самое сложное, что для меня было – собрать всех вместе. Так как никто за работу над этим проектом гонорар не получал, мы максимально старались выбрать то время и день, которые бы каждому подходили – чтобы была камера, нужная локация, свободный звукорежиссер, реквизит. И если хоть у кого-то не получалось – съемочный день приходилось переносить.
Всего в проекте принимало участие 11 актеров, 2 актеров дубляжа, 4 операторов, 5 звукорежиссеров, продюсерская команда тоже состояла из 5-6 людей. Плюс, за эти два года у меня было 2 ассистента, которые мне также помогали при съемках. В основном кастете съемочной команды, наверное, человек 30 было точно.
«Если режиссер способен рефлексировать над проблемами в обществе, предоставляя варианты их решения языком кино, – это лучшее проявление любви к своей стране, а не национальные костюмы, ненависть к «москалям» и портрет Шевченко где-то в углу комнаты главной героини»
Как попасть на экраны кинотеатров?
О современном украинском кино
Я, если честно, не до конца понимаю принцип, по которому государство финансирует национальное кино. Если же следить за международными фестивалями – становится понятно, что многие из фильмов «за счет Госкино» просто не будут там никому интересными. Но, а в целом, я не могу не радоваться, что за последние годы индустрия переродилась – появилось много новых талантливых режиссеров, сценаристов.
Конечно, из-за того, что украинское кино длительный период переживало стагнацию, много кто не умеет работать на площадках так, как надо. А людей, имеющих опыт работы в кино в Европе, – вообще единицы. Но я думаю, все еще впереди.
О государственных питчингах
«Для меня патриотическое кино – то кино, которое снято в Украине с украинскими актерами в главных ролях»
Взять второй момент – акцент преимущественно на патриотическое кино. Для меня патриотическое кино – то кино, которое снято в Украине с украинскими актерами в главных ролях. Но Госкино видит эту концепцию немного искаженно. Я, кстати, уверен, что, если бы фильм «Племя» Мирослава Слабошпицкого подался бы на питчинг сейчас, то с вероятностью 80% Госкино сказало бы этой ленте «нет». Так как «Племя», откровенно говоря, показывает нашу страну не с самой лучшей стороны – это, во-первых, а во-вторых, эта лента не соответствует нынешним языковым требованиям.
Я считаю это абсурдно, то что украинский фильм, например, обязан быть на украинском или, например, иметь сюжет, в котором косвенное или откровенное идет прославление нации.
Давайте возьмем Румынию. Это тоже постсоветская страна, которая также длительный период искала свою нишу в кино. В результате, сегодня много молодых румынских режиссеров снимают ленты, которые критически смотрят на экономическую, социальную или политическую отрасли страны. И кто скажет, что такое кино непатриотическое?
Мне кажется, если режиссер способен рефлексировать над проблемами в обществе, предоставляя варианты их решения языком кино, – это лучшее проявление любви к своей стране, а не национальные костюмы, ненависть к «москалям» и портрет Шевченко где-то в углу комнаты главной героини. Тут не надо быть киноэкспертом, чтобы понять, что эта реальность, притянутая за уши.