О том, каково привозить комедию на «серьезные» фестивали
Комедиям нелегко живется на крупных фестивалях, и «Оскары» они не выигрывают. Но радует то, что на фестивале режиссер комедии может сразу же получить отклик аудитории. Вчера я смотрел наш фильм вместе с публикой в Киеве: поскольку это комедия, ты мгновенно слышишь и чувствуешь, работает она или нет. Я заметил, что [на фестивалях] зрители не прочь смотреть такие фильмы, но этому жанру все равно трудно выдерживать конкуренцию с драмами.
О том, как родилась идея «Стрикера»
Основную идею фильма подал исполнитель главной роли. Бит Шлаттер – наверное, самый известный комедийный актер в Швейцарии. Только поначалу он хотел разыграть такую ситуацию в реальной жизни: выпустить двух стрикеров во время матча, одного в красных кроссовках, другого – в синих, и сделать ставку на то, кто из них дольше продержится на поле. Но он выяснил, что это серьезное нарушение закона. Так что он предложил идею моему брату, и хотя я поначалу не воспринял это чересчур серьезно, он начал писать. Они с Шлаттером встречались несколько раз, обменивались заметками, и довольно скоро, по меркам наших других проектов, сценарий был готов.
О том, нужно ли комедии быть достоверной
Мне кажется, «Стрикер» был скорее плодом фантазии, нежели историей, основанной на реальном опыте. Тем не менее, нам посчастливилось пообщаться с одним из таких людей в Швейцарии, и он даже получил в фильме небольшую роль без текста. Нам было интересно узнать, какова мотивация таких людей. Благодаря ему мы поняли, что для них это серьезное хобби: нужно готовиться, изучить стадион, знать, где сесть, где прорваться на поле.
О том, что стрикинг дает людям
Для этого парня стрикинг был тем кайфом, который никакое другое занятие не может дать. На протяжении всех съемок, глядя на раздетых актеров, мы спрашивали себя: зачем? Зачем люди таким занимаются? Для меня оказаться голым перед заполненным стадионом – это сущий кошмар, и, видимо, дело как раз в этом: если я все-таки сделаю подобное, мои худшие страхи исчезнут. Так что в каком-то смысле в этом есть что-то освобождающее. Но, конечно, в случае со стрикерами внимание публики тоже играет роль: этот момент, когда за тобой следят столько людей!
О готовности актеров раздеваться перед камерой
Мы думали, что с кастингом будет сложнее – потому что многие персонажи в сценарии играют без текста. Когда вы созваниваетесь с актером по поводу роли, он, как правило, спрашивает – как зовут моего персонажа, кто он? Много ли у него текста? А в нашем случае иногда приходилось отвечать: ну, ты в сценарии прописан как «Стрикер-здоровяк», у тебя нет текста и тебе придется раздеться. Вообще нам попадались два типа актеров, и вот у профессионалов – тех, кто приходит из классического театра, – у них с раздеванием нет никаких проблем. Для них это часть игры. Другие, конечно, настаивали на том, чтобы прикрыть гениталии. Одна актриса согласилась, чтобы ее показывали только сзади, другие говорили «только верх». Но больших проблем не было. Мне кажется, дело в том, что контекст фильма – не сексуальный.
О том, как сделать фильм из разряда «голые и смешные» неординарным
Мне кажется, самые смешные моменты фильма связаны не с раздеванием. (Пауза.) Нет, вру. Некоторые из них очень смешные. Но мне кажется, что фильм работал бы даже в том случае, если бы из него убрали обнаженку. Со своей стороны я был бы не прочь, если бы мы в фильме дали больше жару, сделали его в какой-то степени более шокирующим. Но мы пришли к договоренности с дистрибьютором, что это будет все же семейный фильм – чтобы его можно было при желании посмотреть с детьми, когда скучно и дождь за окном, или сходить всем вместе на него в кино. В результате фильму был присвоен рейтинг 12+, и мы не были уверены, что сможем выпустить его в Швейцарии, но все же смогли.
«8 подруг Оушена» и 6 других фильмов, сменивших пол
Так что загвоздка была в том, чтобы найти баланс между обнаженностью и возможностью показать этот фильм семьям, и в результате у нас получилась весьма коммерческая картина. Но оставалась и такая проблема: человек видит постеры с названием фильма, с голыми людьми, и спрашивает себя: оно мне надо? Те, кто посмотрел фильм и получил удовольствие, часто говорили, что едва не пропустили его из-за провокационной тематики. Оглядываясь назад, я думаю, что, возможно, стоило подать его по-другому. Может, не обязательно было даже называть фильм «Стрикер».
О грани между наготой и сексуальностью
Главный герой фильма – не эталон сексуальности, и возникал вопрос – захочет ли вообще публика смотреть на него обнаженного? Но все же есть два подхода к демонстрации человеческого тела: откровенно сексуальный и, скажем, сцена, где человек просто раздевается и идет купаться. Речь даже не о том, есть ли в кадре секс: в дело вступает музыка, угол съемки и так далее. И знаете, с 70-х годов нагота постепенно исчезает из фильмов, и в то время как взрывать людей на экране с литрами крови считается нормальным зрелищем для юной аудитории, показать голого человека даже в асексуальном контексте – уже проблема.
О работе семейным тандемом
Работать семейным подрядом одновременно и проще, и сложнее. Мы с братом довольно разные по характеру люди, но мы хорошо друг друга знаем и уважаем. И свою часть работы я именно так и определяю: я помогаю ему как брат, я помогаю делать его фильм, а не свой. В других проектах, выступая как продюсер, я озвучиваю свои идеи, переубеждаю своих клиентов, если они не правы или что-то можно сделать по-другому. Конечно, с Петером мы тоже что-то обсуждаем, но, как правило, я ему полностью доверяю.
О революции в мире рекламы
Вне продюсирования я работаю в сфере рекламы, и она значительно изменилась в последние годы. Традиционная реклама, где за деньги клиентов можно было пропихнуть в эфир что угодно и транслировать это в стиле пропаганды, отходит на задний план. Свою роль в этом сыграли соцсети, где люди сами выбирают, что смотреть, и реагируют на увиденное. Теперь маркетологам приходится с этим считаться, им приходится быть искренними – и это прекрасно. Ролики в стиле 80-х, дорогие и глянцевые, на мой взгляд, больше не работают; молодое поколение хочет чего-то настоящего.
Так что брендам приходится находить правдивые истории и искренний язык, чтобы донести информацию о себе. И, в конце концов, в нашем распоряжении есть лишь порядка семи секунд (к тому же без звука), потому что 80% контента просматривается с мобильных устройств, большой палец постоянно скроллит экран, и если в этом маленьком окошке человек видит что-то похожее на рекламу, он поскорее убирает ее с глаз долой. С другой стороны, мы никогда не потребляли такие объемы видеоконтента, как сегодня.
«Традиционная реклама, где за деньги клиентов можно было пропихнуть в эфир что угодно и транслировать это в стиле пропаганды, больше не работает»
И меня удивляет, что многие агентства по-прежнему производят контент по-старинке. Они продолжают продавать классические рекламные ролики, тогда как мы производим десятки очень коротких видео, многие из которых удаляются по ходу сбора данных о том, какие из них вызвали отклик аудитории. Меняется сам подход к продакшену: допустим, идет первая волна продакшена, выкладываются 50 мини-клипов, замеряется отклик аудитории, и на его основе происходит вторая волна.
О сатирическом видео, в котором Швейцария «подлизывается» к Дональду Трампу
Мы сняли ролик в рамках телевизионного конкурса Every Second Counts, это был своего рода скетч. Мы опубликовали его, и примерно через полчаса я зашел и увидел, что там набралось уже 100 тысяч просмотров! Еще через полчаса было 200 тысяч, и впоследствии дошло до 12 миллионов. Можно было зайти в парикмахерскую, и его там обсуждали.
По-своему это провокационный ролик, но рассказ ведется с перспективы Трампа: как бы он «продавал» Швейцарию. Мы обыграли многие национальные клише: как хорошие, так и плохие (к примеру, в ролике есть строчки «Во время Второй мировой войны евреи отдали нам золото на хранение, но так и не вернулись. Странное дело! Так что мы его расплавили». – Ред.), но поскольку это как бы точка зрения Трампа, то высмеивается в том числе и он. Мы не говорим, что он тупой, просто… (имитирует речь Трампа): Hey, this is Switzerland! Увидев реакцию широкой аудитории, я готов аплодировать швейцарцам – только зрелый человек может смеяться над собой.
Фото: Arthouse Traffic