А как же «Список Шиндлера», спросите вы? А «Спасти рядового Райана»? И будете правы: отрицать величие фильма «Список Шиндлера» равнозначно признанию в том, что по ночам автор как минимум поедает детей. Но именно в этом и заключается гений Спилберга: максимально использовать каждую счастливую возможность – к «Списку Шиндлера» «великий режиссер второго эшелона» шел больше десяти лет, прекрасно понимая, какой материал в его руках. (А если вы спросите себя, почему Спилберг, имея в активе пять картин на историческую тематику, впервые за свою карьеру снял «Список» именно в ч/б, ответ очевиден: под влиянием фильма Анджея Вайды «Корчак», который вышел на экраны за три года до.)
И, конечно же, в перерывах между летними и совсем необязательными с точки зрения искусства кино блокбастерами нужно снимать Великие Американские Фильмы – наподобие «Амистада» и «Линкольна». «Секретное досье» ложится в этот ряд как родное.
Зачем украинцам идти на фильм об упадке Европы
Между тем, короля играет свита: изумление от свежести режиссерской манеры постановщика «Моста шпионов» объяснялось финальными титрами, где в качестве авторов сценария фигурировали некие Джоэл и Этан Коэн. Точно так же и «Секретное досье» не стоило бы потраченных на него двух часов жизни, если бы не удивительные в своей точности (и восхитительные в эксцентричности) актерские работы Мэрил Стрип и Тома Хэнкса, которые не нуждаются в лишнем представлении. А также Боба Оденкерка – Сола Гудмана из одноименного спин-оффа к сериалу «Во все тяжкие».
Несмотря на блеклость самой постановки (например, если Спилберг показывает в кадре Вьетнам, то в качестве саундтрека использует песню Creedance Clearwater Revival), актеры откровенно наслаждаются своими ролями. Рыцарь положительного образа Том Хэнкс в роли хамоватого главреда «Вашингтон пост» Бена Бредли, с дурацкой прической и вечной сигаретой в руках, вряд ли переиграл великого Джейсона Робардса, который воплотил образ Бредли в классическом уже фильме «Вся президентская рать» (Спилберг, конечно же, не удержался от цитаты), но весьма эффектно показал темную сторону своего актерского обаяния.
«Как писал Джордж Оруэлл (а он кое-что понимал в демократии), все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие»
Если вы до сих пор влюблены в Мэрил Стрип, значит у вас положительно сердце на месте: наблюдать, как ее героиня Кэй Грэм снимает сережку перед тем, как поднести к уху телефонную трубку – чистое наслаждение. Боб Оденкерк, как всегда, мастерски проводит своего героя по тонкой грани между комедией и драмой, создавая надолго запоминающийся образ маленького человека, не побоявшегося бросить вызов системе. На их фоне только Джесси Племонс из троицы актеров сериала «Фарго», по странной прихоти затесавшихся в кастинг «Секретного досье», не выглядит статистом: его туповатый, но честный корпоративный юрист, оказавшийся между молотом и наковальней, – отличный образ в актерскую копилку.
А о чем сам фильм, спрашиваете? Ах да, это разговорный триллер о том, как утверждалась пресловутая американская свобода слова: в 1971 году, накануне Уотергейтского скандала, адвокаты топ-менеджеров газет «Вашингтон пост» и «Нью-Йорк таймс» схлестнулись в суде с администрацией президента Никсона за право публиковать украденные правительственные документы о невеселом положении дел в Индокитае. Героиня Мэрил Стрип, собственница «Вашингтон пост», должна сделать непростой выбор между интересами бизнеса, долгом и дружбой в высоких кругах, и сцены с ее участием – однозначно лучшие в этой довольно типичной американской киноагитке.
Особенно поучительно было смотреть «Секретное досье» в башне «Гулливера», где буквально за неделю до премьеры разгромили редакцию одной газеты. Как писал Джордж Оруэлл (а он кое-что понимал в демократии), все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие.