Все чересчур серьезно
Подход к организации фестиваля в этом году можно было суммировать фразой «как бы чего не вышло». Но наряду с необходимыми инициативами (например, призванными предотвратить случаи сексуальных домогательств) нашлось место и совершенно неконструктивным. Таким как отмена утренних пресс-показов перед гала-премьерами фильмов. Последнее сделано по сути для того, чтобы не портить настроение звездам, – а то ведь начитаются в Twitter критических отзывов и выходят на красную дорожку приунывшие. Там их, к слову, ждет еще одно разочарование: руководство фестиваля в этом году ввело совершенно ретроградский запрет на селфи.
«»Кинобизнес гниет изнутри», – констатировал Вендерс, и с ним трудно не согласиться»
Netflix пытается потеснить «настоящее» кино
Упомянутый Вендерсом конфликт с популярным сервисом – феномен, который в англоязычном мире принято называть elephant in the room, где «слон» – это некая проблема, которую присутствующие в «комнате» упорно стараются не замечать. Дело в том, что фильмы производства Netflix не допускают к участию в конкурсе (формально, для этого картина должна выйти в прокат во Франции), а ехать в Канны ради внеконкурсных показов руководство Netflix посчитало ниже своего достоинства. Теперь первые лица стримингового сервиса делают вид, что им не очень-то и хотелось на фестиваль, а Тьерри Фремо сотоварищи, в свою очередь, продолжают игнорировать поистине глобальное значение Netflix как поставщика качественного киноконтента.
Остроты этому невидимому противостоянию добавляют оскаровские перспективы Netflix. Как известно, Киноакадемия тоже не торопится принимать интернет-выскочек в свою серьезную компанию и, предположительно, планирует поставить сервис перед выбором: либо «Оскар» (подразумевается, что это престижно, но у компании все равно нет шансов), либо «Эмми» (аналогично синице в руке). На эту тему высказался даже Стивен Спилберг – ярый противник того, чтобы режиссеры Netflix, которые в его представлении являются телережиссерами, могли хоть издалека взглянуть на заветную статуэтку – не то что подержать ее в руках.
Звезды в дефиците
Раз уж мы заговорили о Спилберге, трудно не обратить внимание на отсутствие в Каннах привычного пантеона небожителей. Многих удивили ключевые программы фестиваля (конкурсная и «Особый взгляд»), основную часть которых составили не самые громкие имена. Узнаваемые же оказались на удивление предсказуемыми: ну да, Спайк Ли… само собой, Павел Павликовский… куда же без Кирилла Серебренникова и т. д. Эпическое примирение фестиваля с enfant terrible Ларсом фон Триером на фоне этого кажется не снисхождением по отношению к режиссеру, а попыткой обеспечить мероприятию безотказный генератор инфоповодов. (И фон Триер, естественно, не подвел.)
Не привезли в Канны и ни одного увесистого голливудского «тентпола» – высокобюджетного фильма из разряда тех, за счет которых покрываются расходы студий на менее крупные проекты. «Соло» не в счет: его гала-премьера состоялась в Лос-Анджелесе за неделю до показа в Каннах.
«Сочувствуем папарацци – им пришлось скучать едва ли не больше, чем зрителям»
Политика по-прежнему на шаг впереди эстетики
Почему же скучали зрители, спросите вы? Дело даже не в предсказуемых разочарованиях – хотя без них, конечно, не обошлось. (Например, режиссер прорывного «Оно следует за тобой» привез на конкурс нуарную новинку «Под Силвер-Лэйк», от которой отвернулись даже снисходительные рецензенты The Guardian – 1/5, не говоря уже о строгих критиках BFI, назвавших фильм «криво слепленным».) Проблема, скорее, состояла в неудачно расставленных приоритетах. Например, драма о курдских женщинах-воинах «Дочери солнца» попала в основную конкурсную программу, несмотря на свою чудовищную банальность, и на протяжении двух часов пыталась расшевелить зрителей историями, которые, по выражению Variety, «были бы уместнее в голливудском приключенческом фильме 50-х».
Почему стоит пересмотреть «Головокружение» Хичкока
Похожая ситуация сложилась с фильмом «На войне» Стефана Бризе: поднимая чрезвычайно актуальную тему бесправия рабочих в мире капитала, режиссер выдал начисто лишенную воображения, шумную и пораженческую драму. Причем эпитет «шумная» не дает полного представления о творящемся на экране: любой из опубликованных промороликов фильма присмирил бы критика, обвинившего «Донбасс» Лозницы в излишнем сумбуре и крикливости.
Понятно, почему растерялся 72-летний Вендерс. При всей прогрессивности тем конкурсных фильмов (кто, как не участницы «Пешмерга», воюющие с ИГИЛ, могут по праву считаться героинями нашего времени?) и формальной поддержке #MeToo фестиваль предложил зрителям мизогинные нуары и сюжеты, набившие оскомину еще в те годы, когда режиссер впервые приехал в Канны.
Чистенько, но бедненько
Это звучит почти невероятно, но журналисты в пух и прах разругали мероприятие такого масштаба за весьма скромный набор развлечений. Мы говорим не о событиях уровня показа ремастеринговой версии «Космической одиссеи», а о старых добрых вечеринках. «В плане ночных тусовок нынешний фестиваль просто ничего не дает», – анонимно пожаловался Hollywood Reporter один пиарщик.
Набережная Круазет в этом году казалась непривычно голой – никаких тебе билбордов, пустые палатки и павильоны. С точки зрения отсутствия визуального шума это, конечно, прекрасно, но в контексте всех вышеперечисленных трендов – мягко говоря, настораживает.