«Донбасс» – это едкий портрет общества, в котором человеческие взаимоотношения деградировали до варварства, более напоминающего позднюю античность, чем так называемый современный цивилизованный мир», – пишет о фильме Variety. «Есть опасность, что нечеловеческие крики Лозницы сочтут навязчивыми, но разве не так всегда происходит с пророками?» – вопрошает критик издания Джей Вайссберг.
Hollywood Reporter сетует на то, что фильм состоит из отдельных частей, которые не складываются в цельный нарратив. «Комичная сцена, в которой разгневанная женщина (Олеся Жураковская) обливает помоями местного чиновника из-за клеветнической статьи в газете, контрастирует с мрачными кадрами из бомбоубежищ. В них, согнувшись при свечах, сидят голодные и апатичные люди, вдыхающие влажный воздух с запахом плесени и отчаяния. Это мощные кадры, но ты невольно задумываешься о том, что они были бы мощнее, если бы зрителю дали узнать этих людей поближе», – пишет критик издания.
По ее словам, «Донбассу» недостает «радостного человеколюбия, отличавшего шедевр Элема Климова «Иди и смотри»», – впрочем, у любого, кто смотрел упомянутый «человеколюбивый» фильм 1985 года, возникнут вопросы к критику.
5 причин посетить «Киевский Интернационал»
Влиятельный портал Roger Ebert, названный в честь одного из главных кинокритиков XX века, пишет, что «Донбасс» – это фильм, от которого зрителю гарантированно станет не по себе. По словам автора статьи, новый фильм Лозницы – такой же мрачный, как прошлогодняя «Кроткая». «»Донбасс» не менее пессимистичен, но на смену сюрреализму «Кроткой» пришла тяжелейшая ирония. […] Лозница показывает общество, разъедаемое коррупцией, вымогательством и беззаконием, разделенное и находящееся под властью воюющих между собой бандитов».
ScreenDaily называет фильм черной комедией с впечатляющим актерским составом. «Порой он виртуозно запечатлевает социальный распад Донбасса, но некоторые затянутые сцены могут легко утомить шокированного зрителя», – пишет издание.
Мэтью Андерсон из The New York Times поставил фильму оценку 4/5.
Loved Sergei Loznitsa’s truly mental #Donbass at #Cannes2018, a series of very dark and not-funny skits about a totally absurd situation ★★★★☆
— Matthew Anderson (@MattAndersonNYT) May 9, 2018
I’ve rarely seen a film fuelled by such rage & revulsion as Sergei Loznitsa’s Donbass. Nightmarish vignettes from the «Peoples’ Republic of Ukraine», complete with lynch mobs & soldiers & stage-managed fake news. Yep, loved it #Cannes2018
— Xan Brooks (@XanBrooks) May 9, 2018
Шведский писатель и журналист Хан Брукс пишет: «Редко приходится видеть фильм, наполненный такой яростью и отвращением, как «Донбасс» Сергея Лозницы. Кошмарные зарисовки из «Народных республик Украины» с линчеваниями, солдатами и фейковыми новостями. Да, я в восторге», – написал он.
Похоже, что фильм не оставил равнодушным никого из каннских критиков.
Напомним, что 9 мая «Донбасс» Сергея Лозницы открыл конкурсную программу в секции «Особый взгляд» 71-го Каннского фестиваля.