Как именно проходит отбор в шорт-лист премии? Есть ли в Украинской киноакадемии деление на гильдии или, условно говоря, за лучший анимационный мультфильм и лучшего оператора-постановщика художественного фильма голосуют одни и те же эксперты?
Это всего лишь вторая по счету Национальная кинопремия, поэтому, естественно, в процедуре выдвижения и награждения фильмов еще продолжается процесс проб и ошибок. Шорт-лист формируется всеми членами Киноакадемии, а вот список номинантов – членами правления и членами наблюдательного совета.
Деления на гильдии пока нет, поскольку пока у нас не так много кинематографистов разных профессий, чтобы их можно было уже сейчас поделить на гильдии. С моей точки зрения, самым правильным решением было бы, чтобы все члены Академии выдвигали номинантов главных категорий («Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший актер», «Лучшая актриса» и т. д.), а вот номинантов более специфических кинематографических профессий («Лучший анимационный фильм» и «Лучший оператор-постановщик», например) выдвигали бы члены правления или соответствующая экспертная группа. Мы обсудим это со всеми членами Академии и надеюсь, что в следующем году в процедуре номинирования и голосования на третей премии «Золота дзиґа» у нас будет самый оптимальный вариант.
«С нашей точки зрения, никакие международные призы не могут быть знаком того, насколько фильм является важным для национальной киноиндустрии»
Учитываются ли как-то заслуги фильмов на международных площадках?
Нет, не учитываются. Мы абсолютно уверены, что премия Национальной киноакадемии – какой бы страны она ни была – должна вручаться только исходя из веса и значимости фильма либо работы кинопрофессионала в этом фильме именно в национальных масштабах. У нас существует Украинский Оскаровский комитет, который выдвигает украинские фильмы в качестве соискателей на премию «Оскар», исходя из других соображений, а именно – с точки зрения его международного успеха. С нашей же точки зрения, никакие международные призы или успех на международной арене не могут быть знаком того, насколько этот фильм или кинопрофессионал является важным для национальной киноиндустрии.
Кто выдвигает кандидатов на премию за вклад в развитие кинематографа?
Уже второй год между Украинской киноакадемией и Национальным союзом кинематографистов Украины существует договоренность о том, что премию за вклад в развитие кинематографа выдвигает именно правление Нацсоюза. С нашей точки зрения, это абсолютно правильно, ведь Нацсоюз объединяет кинопрофессионалов уже много лет. Именно он понимает, кто действительно заслужил премию в этой номинации. И правление Академии всецело поддерживает выбор Национального союза кинематографистов, ведь и в прошлом году, и в этом премией были награждены действительно достойные кинопрофессионалы.
Какие украинские фильмы претендуют на «Золоту дзиґу» в этом году?
Не во всех киноакадемиях есть такая категория – например, в американской и британской ее не существует, а вот в европейской есть. Мы решили, что для нынешнего этапа становления украинского кино очень важно сравнить мнения профессионалов, которые конкретизируются в решениях Академии, с мнением обычных зрителей, которые ходят в кино и смотрят украинские фильмы. Отзыв в этой номинации очень показателен. Нам кажется, будет очень интересно сравнить два эти решения. И для самих кинематографистов тоже будет немаловажно узнать, какого же мнения о фильмах простые зрители, которые, собственно, ходят в кино, платят за это свои деньги и имеют полное право потом оценить то, что увидели.
Планируется ли добавить еще какие-то номинации помимо стандартных?
Это будут решать, опять же, правление и наблюдательный совет Киноакадемии. Пока в этом году мы ввели три новые профессиональные категории. Если правление почувствует, что мы должны отметить кого-то еще – почему бы и нет? Теоретически, очевидно, можно говорить в будущем о номинации «Лучший монтаж». Или, например, «Лучший дебютант» – у многих киноакадемий существует такая категория, и мне кажется, добавить ее у нас было бы существенным шагом. Думаю, этот вопрос стоит обсуждать, ведь у нас стартуют очень многие молодые кинематографисты, их важно поддерживать и отмечать.
Перед объявлением номинантов на «Золоту дзиґу» обсуждалось создание украинского аналога IMDb и Rotten Tomatoes. Зачем нужна такая платформа и не ждет ли ее судьба всех остальных отечественных аналогов западных соцсетей – т. е. забвение? Не лучше ли активнее включать украинский продукт в существующие датабазы?
Думаю, время такой базы данных настало, учитывая достаточно высокие темпы и объемы развития украинского кино. Такая база может быть очень полезна как для украинских кинопрофессионалов, так и для зарубежных, так как есть надежда, что в будущем все больше и больше иностранных кинематографистов будут обращать внимание на возможности сотрудничества с украинцами, на съемки на территории Украине и использование украинских профессионалов. Что касается того, не лучше ли активнее включать украинский продукт в существующие датабазы – боюсь, что нет. Эти базы слишком обширны и есть опасение, что украинский сегмент в них может просто затеряться. Поэтому, мне кажется, лучше иметь собственную базу.