Алекс Гарленд – возможно, главный визионер современного кинематографа
Мы добавили «возможно» только потому, что «Аннигиляция» – всего лишь вторая режиссерская работа Алекса Гарленда. Первый его фильм – на удивление своевременный фантастический триллер «Из машины» – в 2015 году заставил критиков одаривать Гарленда теми же эпитетами, которыми они сейчас награждают Дени Вильнева. Кажется, обоих режиссеров привлекает не столько фантастика в целом, сколько вызов, который она бросает кинематографистам: сможешь ли ты экранизировать неэкранизируемое? Дени Вильнев продемонстрировал свое искусство с «Прибытием», для Гарленда же аналогичным испытанием стала «Аннигиляция».
«Видоизмененный углерод»: правда или вымысел?
Джефф Вандермеер – один из самых влиятельных ныне живущих фантастов
Фантастический Олимп в наши дни по праву занимают авторы-мегаломаны, сочиняющие истории с твердой научной базой – такие как Лю Цысинь с «Задачей трех тел» и Питер Уоттс с его «Ложной слепотой». Автор романа «Аннигиляция», положенного в основу фильма, – из другой когорты писателей, к фантастическим произведениям которых вместо приставки «научная» прилип эпитет «странная». Они отказываются повиноваться не только законам физики, но и привычному делению на космическую фантастику, пост-апокалиптику и так далее. «Новые странные» авторы часто рассказывают о совершенно абсурдных вещах – так, в романе Джеффа Вандермеера Borne над пережившим экологическую катастрофу городом парит гигантский летающий медведь. Но самое удивительное то, что Вандермеер и иже с ним остаются в авангарде социальной фантастики. Отсюда следует и наш третий пункт.
«Клай-фай» – по-видимому, самый актуальный жанр фантастики
Натали Портман и Оскар Айзек – дуэт мечты
Актер и музыкант Оскар Айзек, сыгравший создателя искусственного интеллекта в дебютном фильме Гарленда, – одно из главных лиц современной кинофантастики (даже при том, что в «Людях Икс» это лицо скрыто толстым слоем грима). В мире «Звездных войн» он и Портман разминулись – актриса блистала в трилогии-приквеле, а Айзек сыграл в относительно свежих – седьмом и восьмом – эпизодах саги. Зато в «Аннигиляции» они – супружеская пара. И хотя зритель знакомится с героями при трагических обстоятельствах (персонаж Айзека возвращается из экспедиции в таинственную «Зону Икс» и впадает в кому), флэшбэки фильма в более счастливые времена доказывают, что лучших актеров для такого концептуально и эмоционально сложного фильма было не найти.
Спецэффекты, сделанные с душой
Одной из самых главных загадок «Аннигиляции» было то, как создатели фильма изобразят таинственное «мерцание» – тот самый феномен, разграничивающий наш мир и «Зону Икс». Постер фильма и трейлеры намекнули, что мерцающая стена будет чем-то средним между поверхностью мыльного пузыря и цветными телевизионными помехами. И все же полноценно взглянуть на ее воплощение – прямая обязанность любого мастера спецэффектов (и, конечно же, ценителя фантастики). Тем более, «Аннигиляция» обещает еще немало визуальных сюрпризов, включая дизайн монстра, с которым героине Портман приходится столкнуться лицом к лицу (критики называют его одним из самых жутких существ в кинематографе последних лет).
Впрочем, те же критики предупреждают: местами фильм настолько кровав, что впечатлительным лучше воздержаться от просмотра. Мы же, как водится, ослушаемся: то, что в Украине фильм не выйдет на большом экране, – и так весьма ощутимая потеря.