«Иней»
Режиссер: Шарунас Бартас
В ролях: Мантас Янчиаускас, Лия Макнавичюте, Анджей Хира, Ванесса Паради
Военная драма литовского режиссера Шарунаса Бартаса, решенная в стилистике роуд-муви. Фильм снят в копродукции Литвы, Франции, Украины и Польши. «Иней» рассказывает историю молодого литовца, который сопровождает гуманитарный конвой в зону АТО, где судьба сводит его с двумя военными журналистами. Многие сцены «Инея» сняты непосредственно в районах, приближенных к зоне проведения АТО, также использованы документальные монологи реальных военных – участников боевых действий.
«Уровень черного»
Режиссер: Валентин Васянович
В ролях: Константин Мохнач, Катерина Молчанова
Экспериментальный фильм одного из лучших наших операторов Валентина Васяновича («Племя») – на первый взгляд странный, но при этом очень убедительный сплав игрового и документального кино. По крайней мере такое впечатление создается из тех фрагментов, которые можно было увидеть ранее, и официального тизера.
Как принимали украинские фильмы в Каннах
«Реквием по госпоже Й»
Режиссер: Боян Вулетич
В ролях: Мирьяна Каранович, Йована Гаврилович, Даника Неделькович, Мирьяна Баняц, Вучич Перович
Фильм о кризисе среднего возраста – черная комедия по-балкански, которая ближе всего стоит к «новой румынской волне». Похоже, румынские кинематографисты еще десятилетие назад нашли единственно адекватную киноформу для того, чтобы передать ситуацию упадка, который переживают те страны Восточной Европы, которые все еще продолжают изживать социалистическое прошлое.
Потеряв все, что было для нее дорого, главная героиня в исполнении Мирьяны Каранович пытается покончить с собой, но оказывается, в нашем безумном мире даже умереть – это не так уж и просто. Одним из продюсеров ленты выступил бывший киевлянин Александр Роднянский.
«Моя счастливая семья»
Режиссеры: Нана Эквтимишвили и Симон Гросс
В ролях: Ия Шугашвили, Мераб Нинидзе, Берта Хапава, Цися Квамсашвили
Новый фильм авторов «Длинных светлых дней» (2013) – фильма о дружбе и взрослении в первые годы независимой Грузии, который критики назвали «новой грузинской волной». Фильмы Наны Эквтимишвили и Симона Гросса напоминают ленты итальянских неореалистов, с их любовью к человеку и стремлением показать его каждодневную жизнь во всей ее красоте и неприглядности, а визуально – мастеров «румынской новой волны», тем более, что на смену оператору Олегу Муту в новом фильме пришел не менее именитый «нововолновик» Тудор Владимир Пандуру.
Премьера «Моей счастливой семьи» состоялась на Санденсе, главном американском фестивале инди-кино, и судя по отзывам журналистов, которые назвали эту ленту лучшим фильмом фестиваля, премьеру новой работы супругов-постановщиков нельзя пропускать ни в коем случае.
«Припутни»
Режиссер: Аркадий Непиталюк
В ролях: Дмитрий Хомяк, Алена Узлюк, Нина Набока, Юлия Врублевская
Если судить по фильму «Кровянка» – совершенно нетолерантной, но смешной короткометражке с колоритными персонажами из народа, режиссер Аркадий Непиталюк тяготеет к народной комедии, и ему она неплохо удается.
5 лучших украинских короткометражек 2016 года
«Ученик»
Режиссер: Кирилл Серебренников
В ролях: Петр Скворцов, Виктория Исакова, Юлия Ауг, Александр Горчилин, Александра Ревенко
Один из главных российских фильмов последнего времени – история набожного и столь же циничного школьника, который пытается перекроить весь окружающий мир под Библию, как ни странно, поставлен по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, но поразительным образом попал в самый нерв времени. За примерами далеко ходить не нужно: достаточно полистать ленту новостей, в которой священники РПЦ призывают изгонять бесов из душевнобольных, а верующие молят Бога запретить фильм «Матильда».
«Ученик», разрывающийся между социальной сатирой и драмой, цементирует прекрасная игра Юлии Ауг, одной из главных актрис российского инди-кино. Пожалуй, лучший фильм Кирилла Серебренникова со времен «Изображая жертву».
«Стремглав»
Режиссер: Марина Степанская
В ролях: Дарья Плахтий, Кристиан Борис, Андрей Селецкий, Олег Мосийчук, Лариса Руснак
Долгожданный полнометражный дебют одного из самых многообещающих украинских постановщиков Марины Степанской, чья «Мужская работа» получила заслуженную кучу призов и стала, наряду с «Племенем» Мирослава Слабошпицкого, настоящим глотком воздуха в современном украинском кино, которое только начинает обретать собственное лицо.
Режиссер Марина Степанская: «Мой новый фильм – о любви во время пи***ца»
«След зверя»
Режиссер: Агнешка Холланд
В ролях: Агнешка Мандат-Грабка, Виктор Зборовский, Якуб Гершал
Бабушка польского кино Агнешка Холланд в последнее время работала на телевидении, где ставила отдельные эпизоды «Карточного домика» и американской версии «Убийства», а также непонятно зачем пересняла в виде мини-сериала классическое «Дитя Розмари». Первая за пять лет полнометражная картина Холланд – двухчасовый триллер о жестоких убийствах в деревенской общине и о старушке, которая расследует эти убийства.
Экологический триллер, в котором саспенс легко уживается с фантасмагорией и абсурдным юмором, критики нарекли «современной магической сказкой, глубоко укорененной в польских реалиях». Кстати говоря, фильм снят по роману польской писательницы украинского происхождения Ольги Токарчук, украинский перевод под названием «Веди свій плуг понад кістками мертвих» появился еще в 2011 году.
«Аритмия»
Режиссер: Борис Хлебников
В ролях: Александр Яценко, Ирина Горбачева, Николай Шрайбер
Пока публицисты ломают копья вокруг очередного шедевра Андрея Звягинцева, любители настоящего кино смотрят и пересматривают фильмы Бориса Хлебникова – режиссера, который своими 4 ½ фильмов сказал о жизни и людях едва ли не больше, чем все остальные российские режиссеры вместе взятые за последние двадцать лет. Его новый фильм с постоянным актером Александром Яценко, который уже успел получить несколько весомых призов за свою роль – еще одна хлебниковская трагикомедия о «маленьких людях», на сей раз о врачах скорой помощи.
Остается только порадоваться вкусу отборщиков ОМКФ, которые свели в одной программе новые работы Наны Эквтимишвили и Симона Гросса, Хлебникова и Аки Каурисмяки, художников разных по манере, но схожих в главном.
«Квадрат»
Режиссер: Рубен Эстлунд
В ролях: Клас Банг, Элизабет Мосс, Доминик Уэст
Каждый фильм шведа Рубена Эстлунда становился событием, а с новой работой режиссер пришел к заслуженному признанию: в мае фильм «Квадрат» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Все отчетливее развивая в своем творчестве сатирическое начало, в последнем на данный момент фильме Эстлунд рисует гротескную картину мира бизнеса на современном искусстве, в котором сами функционеры этого рынка до конца не совсем понимают, что же они, собственно, продают ценителям прекрасного, а художники откровенно издеваются и над одними, и над другими.
«По ту сторону надежды»
Режиссер: Аки Каурисмяки
В ролях: Шерван Хаджи, Сакари Куосманен, Кати Оутинен, Кайя Пакаринен
Один из последних истинных поэтов кино, певец аутсайдеров, «финский Джармуш» продолжает «портовую трилогию», начатую в 2011 году фильмом «Гавр», который после холодно сконструированных, концептуальных «Огней городской окраины» смотрелся святочной сказкой.
Как киноманы разных стран мира качают пиратские фильмы, и что им за это бывает
В новом фильме Каурисмяки опять рассказывает о беженцах, только теперь они ищут лучшей доли не в Гавре, а столь же неприветливых Хельсинки и Гамбурге. Сам Каурисмяки назвал новый фильм чем-то средним между его прежними картинами «Союз Каламари» и «Береги свою косынку, Татьяна» – настолько полярными фильмами, что маэстро, скорее всего, в очередной раз отшутился.
«Теснота»
Режиссер: Кантемир Балагов
В ролях: Дарья Жовнер, Ольга Драгунова, Артем Цыпин
Новая сенсация в мире российского авторского кинематографа – полнометражный дебют 25-летнего режиссера Кантемира Балагова, ученика Александра Сокурова, рассказывает историю двадцатилетней давности, времен Второй чеченской войны. Фильм получил мощную прессу и огромную поддержку в Каннах, не говоря уже об энтузиазме кинокритиков – так, один из ведущих российских киноведов Станислав Зельвенский назвал «Тесноту» «оптимистической, гуманистической историей про торжество человечности над нечеловеческими обстоятельствами». Подобная характеристика этого язвительного, беспощадного к малейшей фальши критика многого стоит.
«Кроткая»
Режиссер: Сергей Лозница
В ролях: Василина Маковцева, Марина Клещева, Лия Ахеджакова, Валериу Андриута, Борис Каморзин, Сергей Колесов
Третий по счету художественный фильм Сергея Лозницы, созданный в копродукции с Францией, Германией, Литвой, Нидерландами и Россией. Вольная фантазия на тему одного из последних рассказов Достоевского, перенесенная в наши дни. Жительница российской глубинки пытается выяснить подробности о судьбе своего мужа, который сидит в тюрьме по ложному обвинению, и на этом пути проходит все круги ада.
Сергей Лозница: «Мы пока еще не выбрались из капкана отношений палача и жертвы»
«Вечеринка»
Режиссер: Салли Поттер
В ролях: Киллиан Мерфи, Тимоти Сполл, Бруно Ганц, Патришия Кларксон, Эмили Мортимер
Феминистка и заслуженный мастер экспериментального кино, доступного самому широкому зрителю (частично снятый в России «Орландо» с Тильдой Суинтон в главной роли был в наших широтах большим хитом на видеокассетах), Салли Поттер вернулась с первой за пять лет картиной с целым созвездием актеров международного класса. Саркастическую черно-белую «Вечеринку» сравнивают с «Резней» Романа Полански.
Это великолепно снятая в ч/б черная комедия о (как можно догадаться из названия) вечеринке, которую устраивает в своем особняке британский политик: будет весело, но закончится все большой кровью. За камерой снова Алексей Родионов, на чьем счету такие заметные авторские фильмы, как «Иди и смотри», «Жена керосинщика», «Дженерейшн Пи» и, собственно, два фильма Салли Поттер, включая знаменитого «Орландо». Фильм будет закрывать фестиваль.
«Джеки Браун»
Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Пэм Гриер, Сэмюэл Л. Джексон, Роберт Форстер, Роберт Де Ниро, Майкл Китон, Бриджит Фонда
Особый подарок киноманам – показ третьего фильма Квентина Тарантино «Джеки Браун», его самого недооцененного фильма. Уж слишком ярким был блеск «Криминального чтива», чтобы разглядеть в его тени эту неброскую, но очень талантливую стилизацию под гангстерское кино семидесятых, в котором Тарантино мастерски смешал криминальную интригу, комедию самого черного толка и пронзительную драму о том, как важно не упустить свой последний шанс. Лучшая роль Роберта Форстера, которого многие из нас в данный момент наблюдают раз в неделю в роли шерифа городка Твин Пикс.