«Трон» (1982)
Для пуристов киберпанка недостаточно одних лишь гонок в цифровом зазеркалье, чтобы отнести фильм к этому жанру. И, если уж на то пошло, более поздняя картина режиссера Стивена Лисбергера, «Поток», где андроидам снятся сны (правда, без электроовец), эстетически была гораздо ближе к киберпанку, чем легендарный «Трон». Но хоть «Трон» и не углублялся в экзистенциальные вопросы искусственного интеллекта, он сделал кое-что более важное: задал канон для воплощения игрового пространства в кино. Да такой влиятельный, что сегодня уже трудно определить, являются ли отсылки к «Трону» в киберпанковых новинках ироничными или же авторы просто не в состоянии представить себе другую виртуальную реальность.
Авторы сборника «Киберпанк и визуальная культура» пишут: «Хоть «Трон» часто теряется на фоне мегаполиса «Бегущего по лезвию» и сокровенных проблем медиа в «Видеодроме», его видение киберпространства до сих пор резонирует с поп-культурой». Само собой, жизнь подростков, которые впервые увидели, как их любимые игровые аркады оживают на экране, уже не могла стать прежней.
«Супербратья Марио» (1993)
Выше мы писали о неумирающем стиле корпоративных злодеев, но и среди них есть примечательное исключение – полурептилоидный диктатор Купа с панковской прической и в чешуйчатом пиджаке. Как создатели фильма «Супербратья Марио» заманили на эту роль голливудскую легенду Денниса Хоппера («Беспечный ездок», «Синий бархат») – отдельная история. Но есть вопрос и поинтереснее: кто вообще доверил снимать фильм о братьях Марио Рокки Мортону и Аннабель Янкель? Опьяненные возможностями компьютерной графики, прежде они создавали ТВ-заставки, сумасшедшие музыкальные клипы и явили миру «первого компьютерного телеведущего» Макса Хедрума – тоже своего рода легенду киберпанка.
«Хакеры» (1995)
Если до сих пор режиссеры оживляли любимых компьютерных персонажей подростков, то Йен Софтли в «Хакерах» представил такого героя, с которым юные зрители могли запросто себя ассоциировать. Дэйд Мерфи – с одной стороны, малолетний компьютерный гений, а с другой – «такой же, как и вы». Его подружка Кейт (в исполнении 20-летней Анджелины Джоли) и ее компания – с одной стороны, крутые старшеклассники, а с другой – неуклюжие подростки с уморительно вычурными прозвищами. Заглавные хакеры стали одной из ролевых моделей для юных гиков 90-х, а киберпанковый (с акцентом на «панк») стиль героев копировался молодежью так же самозабвенно, как героями фильма – их любимое выдуманное шоу Hack the Planet.
«Акира» (1988)
Если бы мы задались целью перечислить все аниме-фильмы на киберпанковой подложке, в одну статью не уместилась бы и половина списка. Одна лишь фильмография Кацухиро Отомо заслуживает упоминания в полном составе. Например, он адаптировал сценарий «Метрополиса» из одноименной манги 1949 года, которая, в свою очередь, была своеобразным посвящением 2,5-часовому фильму Фрица Ланга. (Поскольку действие происходит в декорациях докибернетического XX века, формально такие произведения относят к так называемому дизельпанку.)
Его легендарное аниме «Акира», действие которого происходит в 2019 году, было на порядок жестче (как насчет парнишки с кибернетическим протезом, которым он обзаводится после того, как его руку отрезал лазерный спутник?). Зато этот мультфильм заставил американских школьников отвлечься от своих «Трансформеров» и посмотреть, какие чудеса творятся за океаном.
«Секретные материалы»
Да, мы это серьезно. Конечно, «Секретные материалы» явно рассчитаны на аудиторию постарше (о чем красноречиво свидетельствует представленный выше трейлер). Но если остальные фильмы нашего списка были проводниками в мир киберпанка для западных подростков, то для их украинских сверстников билетом в зловещий мир ИИ мог стать именно телесериал X-Files, который канал «1+1» начал показывать в далеком 1997 году.
Киберпанковыми столпами «Секретных материалов» считаются три серии – «Дух из машины» (1 сезон), «Код для уничтожения» (5 сезон) и «Шутер от первого лица» (7 сезон). Сценарий «Кода для уничтожения» был написан самим патриархом киберпанка, фантастом Уильямом Гибсоном. Особенно эта серия рекомендована тем, кому неизменный костюм Скалли кажется самой антикиберпанковой вещью в истории телевидения: сцена, где Скалли гасит медсестер в виртуальной реальности, без всяких «матричных» финтифлюшек уделает любой образец жанра. Как говорится, имидж – ничто, а истина где-то рядом.