Вита Володовская принимала участие в рабочей группе по подготовке законопроекта «О медиа» и в своей авторской колонке решила проанализировать ту часть документа, которая касается регулирования онлайн-медиа.
27 декабря 2019 года в Верховной Раде зарегистрировали Проект Закона «О медиа» (Законопроект №2693), который еще на этапе подготовки вызвал оживленные дискуссии в медиасреде. Многие замечания связаны с попыткой инициаторов законопроекта (члены Комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики) впервые детально урегулировать деятельность онлайн-медиа. Дальше – рассмотрим внимательнее, какие именно требования планируется применять к онлайн-СМИ.
Определение понятия «онлайн-медиа»
Законопроект предлагает определение онлайн-медиа как медиа, которое распространяет информацию в текстовой, аудио, визуальной или иной форме в электронном (цифровом) виде с помощью сети Интернет, в том числе с использованием программного обеспечения и устройств для интерактивных массовых коммуникаций. В то же время, к онлайн-медиа не принадлежат медиа, которые отнесены к аудиовизуальным и для которых предусмотрено иное регулирование. Стоит также сразу отметить, что платформы общего доступа к информации, например, YouTube или Facebook (как таковые, а не отдельные каналы или страницы), также не относятся к онлайн-медиа. Для них предусмотрен отдельный порядок регулирования.
Не будет считаться медиадеятельностью распространение массовой информации физическими лицами, которые не действуют как медиа, предпринимателями и компаниями, которые распространяют на своих сайтах только информацию, связанную с их хозяйственной деятельностью (не медийной), внутренние рассылки официальных веб-сайтов органов власти и т. д.
Действие закона будет распространяться, в первую очередь, на онлайн-медиа, которые используют доменные имена в доменах .UA или .УКР., или если они соответствуют хотя бы одному из других признаков:
- местонахождение и редакционный контроль на территории Украины;
- сервисы, полностью или преимущественно направлены на территорию или аудиторию Украины или доступны на территории Украины;
- сервисы могут оплачиваться гражданами или юридическими лицами Украины с территории Украины.
Собственно, определение онлайн-медиа вызвало ряд замечаний из-за его слишком широкой формулировки, что, по мнению экспертов, может привести к отнесению к субъектам в сфере онлайн-медиа провайдеров Интернета или даже любого пользователя Facebook. Логика законопроекта и действующего украинского законодательства исключает такое толкование, хотя отдельные термины («массовая информация», «редакционный контроль») действительно нуждаются в уточнении во избежание возможных коллизий.
В то же время анализ практики других стран, где в законодательстве введено определение для электронных публикаций (Хорватия, Венгрия, Финляндия и др.) подтверждает, что несмотря на вариативность форм медиадеятельности в интернете, сформулировать исчерпывающее и узкое определение онлайн-медиа в законодательстве очень сложно. Несмотря на это в каждом отдельном случае при оценке того, принадлежит конкретный сайт или страница к онлайн-медиа, целесообразно использовать критерии, которые были сформулированы в Рекомендации Совета Европы Комитету министров государствам-участникам CM/Rec (2011)7 о новом определении медиа, среди которых ключевыми являются: соответствие цели деятельности функциям медиа, наличие редакционного контроля, а также охват и распространение информации (использование способов и инструментов для распространения информации на неопределенный/большой круг лиц, с учетом территории, тематической направленности такого медиа и т.д., оценка реального охвата и влияния).
Регистрация онлайн-медиа
В соответствии с требованиями законопроекта, обязательной государственной регистрации подлежат только онлайн-медиа, которые предоставляют пользователям на территории Украины доступ к своим медиасервисам на условиях, предусматривающих оплату пользователями доступа или пользования такими медиасервисами.
Другие («бесплатные») онлайн-медиа могут зарегистрироваться добровольно. За регистрацию субъектов в сфере медиа взимается регистрационный сбор в размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц. С 1 января 2020 – это 2102 грн.
Зарегистрировать онлайн-медиа может как юридическое лицо (компания, общественная организации и т.п.) или предприниматель, так и любой человек.
Требования к прозрачности онлайн—медиа
На субъектов в сфере онлайн-медиа распространяются требования по прозрачности структуры собственности и контроля, то есть информация о всех владельцах, связанных лиц и их участии является открытой. Непрозрачная структура собственности может быть основанием для отказа или отмены государственной регистрации онлайн-медиа.
Субъекты в сфере онлайн-медиа также обязаны обнародовать и регулярно обновлять на своем веб-сайте (в своем онлайн-профиле) данные об официальном (зарегистрированном) названии онлайн-медиа, почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты субъекта, а также идентификатор онлайн-медиа в Реестре (в случае если онлайн-медиа зарегистрировано).
В отличие от телекомпаний, онлайн-медиа не обязаны ежегодно отчитываться Национальному совету об изменениях в структуре их собственности. В то же время Национальному совету предоставляется право потребовать раскрытие информации о владельцах медиа практически в любое время. Такими основаниями могут быть, например, подозрения о наличии среди владельцев онлайн-медиа граждан государства-агрессора или совершении крупного или грубого нарушения. Перечень оснований пока не является исчерпывающим, что может создать риски злоупотребления.
Ответ и опровержение в онлайн—медиа
Законопроект предлагает урегулировать вопрос рассмотрения субъектами в сфере онлайн-медиа заявлений об опровержении недостоверной информации и предоставлении права на ответ. Такие заявления могут подаваться в СМИ не позднее 30 дней со дня распространения соответствующей информации и должны быть рассмотрены безотлагательно, но не позднее пяти рабочих дней со дня получения.
Распространение текста опровержения или ответа в онлайн-медиа должно происходить максимально приближенным образом к способу распространения информации, в отношении которого поступило заявление об опровержении или реализации права на ответ (в том же объеме, в той же веб-странице или в том же разделе веб-сайта и т.д.). Если текст опровержения или ответа невозможно разместить на одной веб-странице с оригинальной публикацией, субъект в сфере онлайн-медиа должен обеспечить перекрестные ссылки между соответствующими публикациями и разместить рядом с оригинальным текстом сообщения о том, что информация из этой публикации была опровергнута или стала предметом права на ответ.
Законопроект также определяет перечень оснований для отказа в распространении опровержения и ответа. Например, если текст, который требует распространить заявитель, выходит за пределы предмета, по которому предоставляется опровержение или ответ, не ограничивается опровержением и/или комментированием информации, которую заявитель считает недостоверной, неполной или неточной.
Санкции и ограничения доступа к онлайн—медиа
Законопроект разделяет нарушения, за которые к субъектам онлайн-медиа могут применяться санкции, на три группы: незначительные, значительные и грубые. К грубым нарушениям, к примеру, относится нарушение требований ограничений, связанных с агрессией – распространение материалов, содержащих популяризацию или пропаганду органов государства-агрессора (страны-оккупанта), ее должностных лиц, лиц и организаций, контролируемых государством-агрессором (государством-оккупантом), и их отдельных действий, которые оправдывают или признают правомерным вооруженную агрессию, аннексию территории Украины, нарушение территориальной целостности, суверенитета Украины, в том числе публичное отрицание указанных действий.
Большинство нарушений относится к категории крупных. Речь идет о распространении запрещенного контента, определенной законом информации, которая может причинить вред несовершеннолетним, необнародование исходных данных и др.
За нарушение к субъектам в сфере онлайн-медиа применяется штраф в размере от одного до пяти размеров минимальной заработной платы – 4723 грн – 23615 грн. Однако, за первое негрубое нарушение Национальный совет может применить только предписание с требованием его устранить. Совершение в течение шести месяцев трех существенных или двух грубых нарушений является основанием для обращения Национального совета в суд для отмены регистрации онлайн-медиа. При этом суд также рассматривает вопрос о запрете распространения медиа в Украине.
К незарегистрированным онлайн-медиа Национальный совет в случае выявления нарушения, независимо от вида, применяет предписание, в случае невыполнения которого, а также в случае совершения повторного нарушения в течение шести месяцев, регулятор может обратиться в суд для применения к такому медиа санкции в форме запрета распространения в Украине.
Запрет распространения онлайн-медиа в Украине осуществляется исключительно по решению суда путем запрета интернет-провайдерам предоставлять пользователям сети Интернет услуги по доступу к ресурсам/сервисам и/или обязательства провайдера услуг хостинга (в том числе иностранного), предоставляющего услуги и (или) ресурсы для размещения соответствующего веб-сайта (страницы), временно прекратить предоставление таких услуг и (или) ресурсов и/или путем обязательства соответствующего регистратора доменных имен временно приостановить предоставление услуг пользования относительно соответствующего доменного имени.
То есть суд принимает решение, в котором или обязывает провайдера ограничить доступ к ресурсам, или хостинг-провайдера – временно прекратить предоставление услуг хостинга или регистратора – по сути приостановить использование соответствующего доменного имени сайта такого медиа. Суд может выбрать либо одну из таких опций, либо все одновременно.
Стоит заметить, что в варианте, предложенном рабочей группой при Комитете по гуманитарной и информационной политики, отсутствует вариант ограничения доступа путем запрета интернет-провайдерам предоставлять пользователям сети интернет-услуги по доступу к ресурсам/сервисам, против чего выступают и сами операторы телекоммуникаций.
Учитывая сложность регулирования медиадеятельности в онлайн сфере, для устранения недостатков законопроекта «О медиа» чрезвычайно важное значение имеет дальнейшее широкое экспертное обсуждение его положений и подготовка конструктивных предложений по совершенствованию регулирования, которое должно учитывать как свободу медиа, так и права граждан на получение качественной и достоверной информации.
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!