С 17 декабря должность генерального директора кинофестиваля «Молодость» занимает Иван Адамчук, который имеет более чем 30-летний опыт работы на телевидении. В частности, в течение 21 года он был гендиректором 5 канала. В эксклюзивном интервью для «Телекритики» Адамчук рассказывает об амбициозных планах по развитию фестиваля, запуске нового проекта — киношколы, дополнительном фестивале для студентов «Скіфське оленя» и новой команде.
Я бы хотела начать с вопросов о кадровых изменениях, которые сейчас происходят у фестиваля «Молодость». Недавно вы прекратили сотрудничество с Иванной Дядюрой. Уже есть какие-то кандидаты на эту должность?
Есть исполняющий обязанности — программный директор Игорь Шестопалов. Я не уверен, что эту вакансию буду оставлять. На данный момент меня интересуют другие должности. Люди, которых я сейчас подбираю — это молодые люди. Им по 23 года.
Да, я заметила, что у вас появился еще новый маркетинг директор — Дмитрий Онисович?
Да, и будет молодой креативный директор. Я не то чтобы вообще хочу обновить коллектив, костяк все равно остается. На сегодня для меня в первую очередь неприкосновенно — это программная команда, и, конечно, художественный руководитель Андрей Якович Халпахчи, программный директор Игорь Шестопалов (он же и.о. генерального продюсера), ребята — программные координаторы Богдан и Витя (Богдан Жук и Виктор Глонь — ред). Их я априори не трогаю. Программа фестиваля — классная, программа фестиваля — сильная. Они знают свое дело и делают все очень профессионально, и я больше чем доволен ими, при том, что я человек «свежий», недавно пришел сюда, казалось бы, из другого мира. Тем не менее все то, что продуцируют ребята — мне очень близко. И поэтому, собственно, эти изменения и прекращение сотрудничества с Иванной были надиктованны моим пониманием и видением перспективы. Для меня важен не только сам фестиваль, который мы называем «вишенка на торте», меня больше интересует эта компания и работа офиса как бизнес-проекта. Я вижу его развитие. Есть уже очень много наработок. Собственно, мое видение выходит исключительно с истории фестиваля. И люди, которые приходят с какими-то идеями, пересекаются с моим видением и моими мыслями. Более того, когда Дима (Дмитрий Онисович, ред.) проанализировал рынок, и не только внутренний, но и внешний, то предоставил мне очень много информации. И все сплелось вместе, когда он сказал, что после фестиваля одним из самых приоритетных направлений является киношкола… Я просто был счастлив. Потому что я изначально видел и понимал это, но я не знал, есть ли там свободная ниша, можно ли туда двигаться. А оказывается — есть.
И вы будете делать киношколу?
Да, будет киношкола как отдельный проект. Постоянно действующая киношкола.
Когда планируется ее запуск?
Сейчас мы над этим работаем. Смотрите, я работаю чуть больше месяца. Изменения начались буквально две недели назад. Даже двух недель нет, дней десять назад. Когда мы подавали заявки на УКФ (Украинский культурный фонд — ред.), собственно, в тот момент начались кардинальные изменения. Я сам не ожидал от себя, что буду готов к такому шагу. Можно ли было тогда, за три дня до подачи заявки на УКФ, брать и рубить по живому. Я по опыту своей работы на 5 канале, а это 21 год, никогда не рубил по живому. А здесь… Резать … Наверное, это выглядело нелепо абсолютно, но я понял, что если я сейчас этого не сделаю, то неизвестно чем оно закончится. Или мне бежать отсюда огородами, или оставаться работать в тех условиях без перспективы.
Вам, телевизионщику, трудно было адаптироваться в новой должности?
Во-первых, я привык к другим масштабам: канал — это большая фабрика. Внутри и снаружи — это огромный механизм. Сюда пришел — а все такое маленькое, людей мало… Там — около пятисот человек, здесь — восемь человек. Разницы в масштабах — поразительны. А фестиваль — это же огромное действо. Как оно все соотносится? Когда я начал разбираться, общаться и собрал больше информации, тогда понял, в чем разница. Оно так и должно быть. Но к проведению собственно фестиваля привлекается очень много людей и волонтеров, которые работают на проекте, создавая эту огромную машину. Генератором и толкателем всего этого является офис. И поэтому я сюда хочу привлечь молодых, креативных, желающих работать и зарабатывать. У меня уже были когда-то такие периоды, когда меня не интересовал работник на определенной зарплате. Поэтому и сейчас меня интересует человек, который приходит и хочет заработать, и он понимает и знает, как это сделать. Потому что когда человек приходит и говорит, что он хочет такую-то зарплату, я не воспринимаю этого. Будет ли он пытаться продуцировать нечто большее?.. Я не уверен в этом. То, что я увидел, это практически нереально.
А я предлагаю ему пряник. Ну, кнута нет, а очень вкусный пряник я дам. Отдельные люди это поняли и идут на такие условия. Это молодые люди. Наверное, мы с Андреем Яковичем двое здесь «давними» останемся. Фестиваль — он же молодежный. История — 70-й год, откуда оно пошло? Это развитие молодежного кино. Они должны этим заниматься. Причем эти люди не являются сторонними субъектами, они в теме, они знают этот фестиваль. Вот даже в субботу была встреча, я принял решение по креативному директору. Я был в шоке. У меня такое впечатление, что парень знает даже больше о том фестивале, чем я. Он знает фестиваль и ходит на него не один год.
Планируем много направлений: киношколу, мастер-классы, которые будут от киношколы, и не только, творческие встречи. Будут дни украинского кино за рубежом, иностранное кино в Украине, коллаборации с другими структурами, которые очень близки по духу с нами.
То есть у вас будет обновлена стратегия по маркетингу?
Сейчас будет меняться абсолютно все. Позиционирование, бизнес-стратегия, коммуникационная, маркетинговая, сайт, соцсети. Абсолютно все будет подвергаться изменениям. Вот тут я вообще готов закрыть глаза на все. Есть уже маленький коммерческий отдел, который будет заниматься работой с бизнес-партнерами, спонсорами. Есть вебщик, который работает, есть ребята, которые вообще владеют этими механизмами.
В этом году 50-летний юбилей «Молодости». Будет ли какая-то специальная программа? В 2010 году приезжала французская актриса Софи Марсо, голливудский актер Кристофер Ламберт..
Еще Депардье был, Рената Литвинова …
Мы увидим кого-то из звезд?
Не скажу, что это тайна, но ребята работают над этим. Есть определенные фамилии, которые уже обсуждались и обсуждаются, ребята нарабатывают контакты. Сюрпризов будет много. Даже на открытии фестиваля. Может, вообще будет что-то новое и свежее. По крайней мере я так его вижу. Есть некая структура, которая мне понравилась, и это будет нечто совершенно другое. Не попсовое точно. Это будет и открытие фестиваля, это будет кинотеатр под открытым небом — Арка Дружбы Народов, и огромный студенческий хаб в Доме кино, туда приедут много наших зарубежных партнеров, около шести-семи киношкол, плюс наши украинские университеты.
Показы будут проходить и в «Жовтне»?
Да, в «Жовтне» тоже будут показы. Практически основная конкурсная программа будет там. Детская программа будет на Арке Дружбы Народов и какая-то часть будет в Доме кино.
А Дом кино как локацию вы выбрали, потому что история «Молодости» началась именно там?
Это исключительно с этой позиции. Дом кино мне близок. Я думаю, на следующей неделе мы уже будем переезжать в новое арендованное помещение. Там атмосфера другая. Да, возможно, он имеет не совсем современный вид — как много бизнес-строений в европейских стилях, но там есть дух, есть атмосфера.
Какие этапы подготовки к фестивалю начались? Сколько вообще времени нужно для этого?
Работалось от фестиваля к фестивалю. Я хочу кое-что изменить, так как не фестивалем единым мы должны гордиться. Более того, там еще один фестиваль появится. Именно в октябре будет еще один фестиваль, я более чем уверен, что он состоится. Он будет непохожим на «Молодость», рабочее название пока «Скіфське оленя». Это будет украинский национальный образовательный, просветительский фестиваль, к которому будут привлекаться ВУЗы.
Относительно финансирования. Обычно средства на призы выделял один из лотерейных операторов. В этом году будет так же?
Они остаются нашим партнером, еще мы будем привлекать других.
Призы такими же останутся?
Сейчас мы очень многое будем проговаривать. Не с точки зрения, какие призы или суммы этих призов, или, как они должны выглядеть. Скорее всего в тех пределах, в которых оно было, так оно и останется. Разве что еще появятся. Я убежден, что будет проведен большой питчинг совместно с Министерством культуры и с телевизионной индустрией. Будет и традиционный питчинг Boat Meeting.
По Boat Meeting. Мне известно, что там есть финансовая поддержка, а с организацией вы также помогаете?
Конечно. Да, это традиционный питчинг «Молодости». В прошлом году фестиваль финансировала «Креативная Европа», и «Молодость» стала первым украинским фестивалем, который получил поддержку от этого фонда.
В прошлом году в программу входила выставка работ Гигера, приезжал Питер Гринуэй. Будут ли в 2020-м выставки?
Думаю, что да. Не хочу сейчас ничего говорить, чтобы не сглазить, но есть очень интересный человек, я думаю, что будет его выставка. Это художник, телевизионщик… Когда я увидел его работы… Я не ожидал от него. Я знал, что он человек творческий, но я не знал ту часть его жизни. Когда мне показали его работы, я был шокирован, какие картины он рисует, какую керамику разрисовывает. Думаю, что его работы будут представлены. Есть две площадки, где они могут быть, но, скорее всего, это будет в Доме кино. Ну, возможно, в кинотеатре «Жовтень».
А из украинских режиссеров многие будут?
Наверное, вообще вся украинская тусовка будет представлена. Киношная и не только. Мы будем приглашать всех. Более того, когда пошла речь об открытии фестиваля, я спрашиваю: (из опыта человека, который далек от этого и только открывает для себя много чего): сколько надо будет приглашений? На Почтовой площади было 600 мест, Оперный театр — около 1000 мест, Дворец культуры «Украина» — около 4000 мест. Сколько надо мест? 500-600? Та где там… Тысяча — слишком мало. Полторы тысячи хватит? Ну полторы, пожалуй, да. Так что можете себе представить.
Это очень масштабно.
А, возможно, и больше скажут. Вот когда начнут составлять списки, тогда будет понятно. Максимально всех будем приглашать. Более того, все что касается текущих событий, я убежден на 1000%, что для студенчества все будет бесплатно, абсолютно.
Да, студенты любят ходить на кинофестивали.
В основном я тестирую все. Есть на ком это тестировать. На студентах и на тех, кто уже закончил обучение, кто за руку меня водил на фестивальное кино.
Из других международных фестивалей, европейских или американских, есть такие, которые являются для вас примером? Которые вам очень нравятся, и с которых вы хотели бы позаимствовать что-то себе?
Вот здесь я только начинаю присматриваться. Более того, я решил никуда не ехать в этом году. Мне сказали ехать на Berlinale в феврале, но я отказался. Затем, — что надо ехать в Канны, говорю — нет. Вот вы поезжайте туда. Когда буду готов, я туда поеду. Может, я глупости говорю, но пока, пока я не разберусь и не посмотрю вокруг, никуда ехать не буду. Какие нравятся? Возможно, фестиваль в Карловых Варах, Венецианский, в Каннах…
Членов жюри уже начали рассматривать?
Как раз сейчас сидят ребята за этой стеной и об этом, в том числе, общаются.
Возможно, есть такие деятели киноискусства, которые сами к вам приходят и хотят с вами сотрудничать?
К нам очень много приходит таких писем. Только за последнее время их пришло около десяти. Просятся на фестиваль. Один режиссер из Австралии недавно писал, хочет быть представлен у нас, предлагает свое кино. Обычно приходят из разных стран. Более 1300 заявок уже пришло из 79 стран мира.
А вы не смотрите эти заявки?
Нет. Я сейчас занимаюсь перевозкой офиса в Дом кино. А туда я пока влезать не хочу, и не факт, что туда вообще полезу. Ребята там профи. Не говорю, что там дилетантам делать нечего, я что-то тоже понимаю, но путаться под ногами не хочу.
Фото: Анастасия Мантач
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!