В этом году скандал вышел особенно громким. Оказалось, что личные данные 50 млн пользователей были без их ведома использованы для влияния на ход президентской гонки в США.
Руководство Facebook старательно пытается отмыть репутацию, сваливая всю вину за слив данных на компанию Cambridge Analytica, которая и использовала их для размещения таргетированной рекламы. Но репутация, как известно, дело тонкое. Станет ли этот скандал для Марка Цукерберга последним? И куда отправятся пользователи после глобального исхода?
Линия жизни
Соцсети живут и соцсети умирают, как и все на Земле. Вот только для Facebook это правило всегда было неочевидным. Ведь он и был первой социальной сетью, которая показала населению планеты, что делиться информацией с другими не просто можно, но даже необходимо.
Причины успеха Facebook кроются в его универсальности. Выкладывай фотографии, создавай клубы по интересам, переписывайся с коллегами. И высказывайся, человек, станешь лидером мнений.
«Исход, конечно же, будет, но не раньше, чем появится достойная альтернатива. Так когда-то произошло с ЖЖ. Сейчас подходящего аналога Facebook нет. Instagram, Telegram, Snapchat, Twitter не смогут заменить функционал Facebook, к которому все привыкли. У них другие функции, стиль, предназначение», – считает популярный блогер Антон Ходза.
Попытки заменить функционал творения Марка Цукерберга полностью успешными не были. Многомилионная затея с Google+ тому доказательство. По состоянию на февраль 2018 года в Facebook сидит больше 2 млрд пользователей, в том время как Google+ дошел до отметки в 111 млн и уперся в глухую стену.
Telegram-избавитель
Одним из возможных убийц Facebook в последнее время все чаще называют Telegram – мессенджер, созданный творцом «ВКонтакте» Павлом Дуровым. Действительно, популярность Telegram и количество его активных пользователей неуклонно растет с момента запуска в 2014 году. К началу 2018 года им пользуется уже более 200 млн человек.
Telegram пока не догнал по популярности мессенджеры-лидеры, вроде WhatsApp и Viber, но потенциально может это сделать. Ведь пользователей интересует не только возможность переписываться, но и узнавать что-то новое. А Telegram изящно решил этот вопрос с помощью каналов, став уже чем-то большим, чем просто мессенджер.
Но прав претендовать на место убийцы Facebook это ему пока не дает.
«Telergam приобретает популярность, но как полноценную альтернативу Facebook его рассматривать трудно, потому что это не соцсеть в чистом виде, а мессенджер с дополнительными функциями. В связи с этим ресурсы Telergam для рекламы достаточно ограничены, его каналы и боты часто нуждаются во внешней рекламе через пиар-статьи, PPC и промопосты в том же Facebook», – делится размышлениями digital group head в Starlight Brand Content Евгения Харченко.
«Telergam приобретает популярность, но как полноценную альтернативу Facebook его рассматривать трудно. Вам придется сильно постараться, чтобы набрать аудиторию для своего канала»
С ней согласен и блогер Андрей Бродецкий:
«Для того чтобы стать глобальной платформой, Telegram не хватает удобных инструментов для паблишеров и брендов. В том же Facebook есть возможность смотреть подробную статистику по своей аудитории, можно раскрутить свою страницу и продавать товары с помощью рекламы, а благодаря виральному распространению контента можно набрать аудиторию и бесплатно. В Telegram ничего этого нет. Если вы создали свой канал, вам надо будет сильно постараться, чтобы набрать аудиторию».
Возможно, если Павел Дуров и его команда в будущем придумают, как объединить чаты и каналы, а также повернуться к рекламному бизнесу лицом, Telegram и сможет претендовать на гордое звание полноценной соцсети. Но пока об этом говорить слишком рано.
Только бизнес
Причины, по которым Telegram не сможет заменить Facebook в обозримом будущем, подводят нас к основной причине живучести глобальных соцсетей. Речь, конечно же, о деньгах.
Далеко не всё в мире социальных сетей происходит благодаря благосклонности простых пользователей и по их велению. Успех соцсети – это скорее постоянная попытка найти баланс между юзерами и капиталом. С одной стороны, платформа должна быть удобная для инвесторов и рекламщиков, так как деньги дают возможность поддерживать ее стабильность и зарабатывать. С другой стороны, без растущего количества обычных пользователей все равно ничего не получится, поскольку непопулярным платформам денег никто не даст.
Цукербергу и его команде на протяжении долгих лет удается выдерживать этот баланс, наживая и пользователей, и инвестиции. Скандал со сливом данных Cambridge Analytica вряд ли станет крышкой гроба для Facebook, пока на его рекламные возможности ориентируются крупные компании. Король не умер, а просто немного приболел. Впрочем, и у короля начинаются серьезные проблемы.
Куда уходят дети?
Еще до всей этой истории с масштабным сливом данных стало понятно, что сервис Facebook не очень устраивает одну перспективную категорию населения – молодежь. Подростки рвутся к независимости, а потому не очень любят сидеть в одной соцсети с родителями, праотцами и праматерями.
Поэтому страницы в Facebook они, конечно, заводят – но для родителей. А публичную и личную жизнь предпочитают освещать на других платформах. В наших краях популярность среди подростков стремительно завоевал Instagram, который, пусть и не был создан для переписок, зато мама точно твой профиль не найдет.
В США и Европе молодежь повально сидит в Snapchat. Это приложение позволяет делиться фотографиями, видео и текстами с ограниченным кругом пользователей. И можно заранее задать период, по истечении которого личный контент станет недоступен. А Facebook-страницы юных партизан остаются чисты и невинны.
Наблюдение за наблюдателями
С совершенно другой стороны удар по Facebook и прочим социальным сетями готовится нанести Европейский Союз. 25 мая 2018 года в силу вступает «Общий регламент по защите данных» (General Data Protection Regulation). Этот ключевой для информационной политики ЕС документ был принят Европарламентом еще два года назад.
GDPR сформирует совершенно новые правила игры на информационном поле. Если раньше человек, однажды давая согласие на обработку персональных данных, попадал в полную зависимость от того же Facebook, то теперь у него появиться возможность согласие отозвать. Сложнее станет скрывать факты взлома, утечки данных и многое другое. А штрафы новый регламент предполагает немалые, по 10-20 млн евро.
Само собой, первыми от этого нововведения пострадают Facebook, Google и прочие крупные игроки, зарабатывающие на персональных данных пользователей. Пока только на территории ЕС, но лиха беда начало.
Зацепит ли нас?
До Украины почти все процессы, происходящие в сфере глобального медиабизнеса, как правило, доходят с опозданием. Любые изменения в сфере социальных сетей не исключение.
«Украину возможный закат Facebook не сильно зацепит. Наш рынок не такой большой, и мы не влияем на глобальные решения корпораций. Мы будем ждать, как дело повернется в мире, и следовать за глобальным трендом. Но, опять же, бежать с Facebook пока некуда. У нас уже были попытки сделать его украинские аналоги, все они с треском провалились», – делает свой прогноз Антон Ходза.
Блокировка «ВКонтакте» и «Одноклассников» еще сильнее привязала нас к Facebook. На собственные локальные аналоги нет ни сил, ни средств. Так что, даже если Facebook превратится в тонущий корабль, мы будем последними, кто займет спасательные шлюпки.