Мы собрали шесть стартапов, которые получили крупные инвестиции в начале 2018 года. Все они призваны сделать интернет более комфортным и демократичным местом, где бизнесу будет проще не только зарабатывать, но и делиться с нуждающимися, а пользователь всегда будет на связи с любимыми блогерами и не потеряется в море fake news.
1
Детектор фейковых новостей Factmata (+$1 млн)
Лондонскому стартапу Factmata от роду меньше года. Несмотря на то что о намерении бороться с фейками в интернете заявил даже Марк Цукерберг, а на призыв создать для этого подходящий инструмент откликнулись немало молодых компаний, Factmata пока выглядит самой конкурентоспособной из них – в стартап уже вложились основатели Twitter и Craiglist. В отличие от Facebook, чьи инженеры планируют исследовать правдивость новостей путем опросов аудитории, Factmata вооружится искусственным интеллектом, который помимо пропаганды сможет вычислять оскорбительный контент. CEO компании Друв Гулати сомневается, что в ближайшие 5-10 лет люди окончательно откажутся от старых добрых новостных сайтов в пользу Facebook, так что в этом году стартап планирует запустить собственную новостную платформу.
2
Благотворительная платформа Lightful (+$5 млн)
Что общего у барабанщика Pink Floyd Ника Мейсона и автогонщика Дарио Франкитти? Оба понимают, как важно помогать людям (ради благотворительности Франкитти даже выходил на подиум в килте). Теперь они оба стали инвесторами платформы Lightful, которая помогает благотворительным фондам и социальным инициативам управлять своими кампаниями в интернете. К 1800 действующим подписчикам стартапа присоединилась и английская организация «Разрядка смехом», через которую комики и поп-звезды собирают средства для беднейших регионов Африки. По словам CEO Lightful Виная Наира, цель его компании – доказать, что социальные сети могут объединять общество, а не только сеять коллективную ненависть.
3
Пиар-советчик TrendKite (+$11 млн)
Социальные инициативы – это здорово, но кто будет помогать бизнесу (в том числе и медиа)? Один из его союзников – американский стартап TrendKite, который в общей сложности собрал уже $50 млн. Он ежедневно анализирует 4,2 млн статей, чтобы помочь брендам оценить усилия их PR-отделов, и услугами сервиса уже пользуются компании масштаба Nike. При этом стартап тоже акцентирует внимание на доверии, которого так не хватает в эпоху фейковых новостей. «Вдумчивый обзор последней модели смартфона, опубликованный надежным лидером мнений, все еще более эффективен, чем баннерная реклама того же телефона», – говорит CEO компании Эрик Хаддлстон.
4
«Чат-фикшн» от Mammoth Media (+$13 млн)
По меркам нашего списка, американский стартап Mammoth Media – старичок: компания была основана еще в 2003 году. Сейчас ее цель – создавать развлекательный контент для смартфонов. Казалось бы, этим занимаются 90% игроков рынка приложений, но у Mammoth акцент сделан именно на слове «контент» – том, что можно вдумчиво потреблять. Так, Mammoth Media создали популярное приложение Yarn, которое за $2,99 в неделю позволяет читать литературу в формате текстовых сообщений. Недавно там начала выходить повесть-страшилка Hack’d с сетевой звездой Кристен Хэнчер в главной роли. Понятно, что в таком формате можно распространять и более серьезные тексты: Mammoth Media гарантирует, что молодое поколение будет читать, просто чтение станет более интерактивным.
5
Борец с монополией YouTube – Lino (+$20 млн)
Платформа YouTube довольно жестко обходится с теми, кто публикует на ней видео. Как правило, поводом для очередного закручивания гаек становится проникший на сервис шок-контент – как случайный, вроде того, что недавно показал на своем канале популярный блогер Логан Пол, так и экстремистский. Конечно, от этого страдают по-настоящему креативные ютьюберы – но разработчики стартапов спешат им на помощь. Идеи, как видеоблогеры могут монетизировать контент без постоянного страха быть отрезанным от заработка, предлагают платформы Streamspace, Viuly и Flixxo, но выскочка из Кремниевой долины Lino, использующий принцип блокчейна для децентрализованного распространения видеороликов, уже заручился поддержкой влиятельных китайских инвесторов. Ожидается, что на Lino авторы контента будут зарабатывать втрое, а то и впятеро больше, чем обитатели YouTube и Twitch.
6
Интуитивная аналитика от ContentSquare (+$42 млн)
Владельцы сайтов давно пристально изучают глубину просмотра того или иного материала, но ContentSquare обещает делать это за них с точностью до миллиметра. Ежедневно компания анализирует миллиарды кликов и отрезков времени, проведенных читателем на страницах сайтов в 191 стране мира. В будущем сервис ContentSquare планирует стать первой полностью автоматизированной ИИ-платформой, трансформирующей сайт без посредничества аналитиков. А инструмент Auto-Zone уже сейчас позволяет клиенту сервиса не лавировать в дебрях тег-менеджмента: он сам определяет, что нужно проанализировать, и сам же дает советы по оптимизации. Так что денег в интернете вы будете тратить больше, но зато получите и больше удовольствия.