Совместными усилиями работников следствия и прокуратуры, сотрудников Департамента киберполиции Национальной полиции Украины, юристов группы 1+1 media и адвокатов Smartsolutions Law Group в конце февраля были разоблачены два рекламных агентства, которые занимались размещением рекламы на веб-площадках, нелегально транслировавших широкой аудитории фильмы, сериалы, телевизионные передачи и другой аудиовизуальный контент. В результате, 27 февраля 2020 года в киевском офисе компании MGID были проведены обыски, а за этим последовала череда публикаций, в которых руководство MGID отрицает факт нарушения украинского законодательства и причастность к деятельности нелегальных сайтов. «Телекритика» решила разобраться в этой ситуации.
О законности обысков и корректности постановления суда
Сотрудники MGID опубликовали фото постановления Печерского суда, которое стало основанием к проведению обысков, акцентируя на том, что в документе «отсутствовал перечень сайтов, о которых идет речь, время, место и способ совершения «преступления», наименование потерпевших и подозреваемых и тому подобное». По мнению MGID, это является свидетельством отсутствия состава преступления.
«Телекритика» попросила медиаюриста Максима Дворового проанализировать и прокомментировать документ: «По моему мнению, MGID не прав. УПК содержит ряд требований к постановлениям об обыске. В то время как среди этих требований предусмотрено указание положения закона, на основании которого выносится постановление, номер уголовного производства, положение УК, нарушение которого расследуется, а также указания сторон уголовного производства (в этом постановлении – следователь), требования четко описывать состав потенциального правонарушения нет. Ссылка же на нормы УК, в нарушении которого подозревается лицо, в постановлении указаны (ч. 3 ст. 176 и ч. 2 ст. 200 УК (нарушение авторских прав с обременяющими обстоятельствами и незаконные действия с документами на перевод средств соответственно). Кроме того, ни один из этих составов преступлений не относится к таким, которые могут быть открыты только на основании заявления потерпевшего по статье 477 УПК. Поэтому стороной производства выступает следователь, указанный в постановлении. В то же время нарушения могли быть допущены уже во время обыска, однако его детали мне неизвестны».
Также мы получили комментарий от Юрия Крайняка, управляющего партнера юридической фирмы Jurimex: «Постановление, конечно, может быть и «некорректным», но на сами процессуальные действия это не влияет. То есть, если есть постановление и с ним пришли проводить обыск, то обыск, скорее всего, произойдет независимо от качества обстоятельств, изложенных в мотивационной части постановления».
Ситуацию вокруг обысков мы попросили прокомментировать и представителей MGID. «Телекритика» спросила у маркетинг-директора MGID Николая Рекеды, считает ли он решение Печерского суда достаточным основанием для проведения обыска.
«Решения судов обязательны и подлежат исполнению. Мы – законопослушны и это принимаем. Но сами решения, согласно Конституции и Уголовно-процессуальному закону, должны быть законны и обоснованы. К логичным и обоснованным решение Печерского суда – об обыске у нас – причислить невозможно в силу изложенного в нем. Мы считаем его ошибочным в силу того, что у нас нет и не может быть никаких доказательств нарушения авторских прав, совершенных третьими лицами. Проведенные с неистовой жестокостью грабежи в офисе и у нас дома никак не похожи на попытки что-то установить, а просто выглядят как заказное дело против успешной компании. Наша задача сейчас – отстоять свою репутацию и сделать все возможное для того, чтобы ни одна IT-компания на украинском рынке не подвергалась таким действиям», – ответил он.
О регистрации компании и наличии иностранных инвесторов
Компания зарегистрирована в США украинскими предпринимателями, что вовсе не означает наличие иностранных инвесторов и/или акционеров.
«Телекритика» поставила Николаю Рекеде также пару вопросов и об инвесторах и регистрации компании.
По какой причине вы зарегистрировали компанию в США?
– Затраты на диджитал-рекламу в США составляли примерно 50% от глобальных и несмотря на то, что его доля постепенно будет сокращаться, он все еще будет самым крупным рынком для рекламной индустрии на протяжении ближайших 10 лет. Сейчас доля США составляет около 39%, и для нас американский рынок всегда был ключевым. Мы не просто зарегистрировали там компанию. MGID – изначально американский бренд, созданный для рынка США, который получил глобальное развитие и является лидером не только на американском рынке. Сейчас мы №2 в мире и укрепляем свои позиции в Юго-Восточной Азии и MENA (страны Ближнего Востока и Северной Африки), собираемся выйти на рынок Латинской Америки.
Есть ли у вашей компании иностранные инвесторы, и если да, то можете ли вы их назвать?
– Да, есть. Пока не раскрываем, но следите за нашими новостями.
MGID: IT-компания или рекламное агентство?
В некоторых публикациях MGID упоминалась как IT-компания, в других – как рекламное агентство. Мы решили проанализировать, какие именно услуги предоставляет данная компания, обратившись к официальному веб-ресурсу MGID.
Приводим перевод: «MGID, Inc. является пионером в области нативной рекламы, предоставляя индивидуальные решения в рамках одной интегрированной платформы для рекламодателей, аффилированных маркетологов, интернет-магазинов, веб-мастеров, интернет-маркетологов, бренд-менеджеров, медиабайеров и паблишеров».
По мнению Николая Рекеды, MGID — это IT-компания, как Facebook и Google: «MGID – это платформа нативной рекламы. Для того, чтобы объяснить, кто мы такие, проще провести аналогию с такими монстрами, как Facebook и Google. Более того, мы ведем работу по международным стандартам, которые гораздо жестче, чем правила украинского рынка: наш трафик верифицирован сертификатом TAG, мы сотрудничаем с GeoEdge и на глобальном уровне выступаем за открытость, чистоту и честность рекламного рынка».
Однако, насколько нам известно, IT-компании работают в сфере аппаратного программного обеспечения компьютерной техники и смежных высокотехнологичных областях. Говоря простым языком, они выпускают продукты для ПК, занимаются веб-разработкой и разработкой приложений для мобильных телефонов, могут предоставлять услуги хостинга, а большая часть штата такой компании – разработчики.
«Телекритика» попросила специалистов, работающих в сфере IT, назвать критерии, которым должна соответствовать IT-компания.
На наш запрос отвечает Дарья Федько, основатель WeAR Studio: «IT-компании, обычно, разрабатывают любого рода программное обеспечение. В их штате обязательно присутствуют разработчики, тестировщики и т.д. Зачастую IT-компании работают по такому принципу: разрабатывают программное обеспечение, продают лицензии на его использование (как, к примеру, 1С), оказывают дальнейшую техподдержку своего продукта, то есть постоянно кастомизируют свое решение под клиентов, добавляют новые опции или исправляют ошибки. А те компании, которые занимаются рекламой в интернете, скорее, являются рекламными агентствами, специализирующимися на диджитал-направлении».
Об ответственности за размещение контента на пиратских ресурсах
Как мы уже писали ранее, представители MGID отрицают свою вину, а также отрицают наличие состава преступления их деятельности. Однако правоохранители заявляют о том, что в ходе следственных действий были найдены и изъяты серверное оборудование, компьютерная техника, документация и черновые записи, свидетельствующие о причастности MGID к уголовным преступлениям.
Ситуацию вокруг обысков комментирует руководитель отдела контента Департамента киберполиции Национальной полиции Украины Андрей Мирошниченко: «Сейчас действия подозреваемых можно квалифицировать как образующие самостоятельный состав преступление по ст. 176 УК Украины, согласно действующей редакции которого уголовно наказуемо незаконное воспроизведение, распространение произведений науки, литературы и искусства, компьютерных программ и баз данных, а также незаконное воспроизведение, распространение исполнений, фонограмм, видеограмм и программ вещания, их незаконное тиражирование и распространение на аудио- и видеокассетах, дискетах, других носителях информации, камкординг, кардшеринг или иное умышленное нарушение авторского права и смежных прав, а также финансирование таких действий, если это нанесло материальный ущерб».
Выявление состава правонарушения заняло более двух лет, о чем говорит директор по GR группы 1+1 media Вячеслав Миенко: «Это дело является первым в Украине уголовным делом, которое было открыто в отношении действий по финансированию пиратства на основе действующей нормы УК Украины, которая вступила в силу в апреле 2017 года. Состав правонарушения является крайне сложным, а потому, даже несмотря на постоянную и тщательную работу группы юристов, адвокатов и представителей киберполиции, его проработки и доведения до возбуждения уголовного дела заняло более двух лет».
В официальном заявлении инициативы «Чистое небо» разъясняется данный факт: «С 2017 года статья 176 «Нарушение авторских и смежных прав» Уголовного кодекса Украины включает отдельным составом преступления не только «незаконное воспроизведение» защищенных авторским и смежными правами произведений, но и «финансирование этой деятельности», поскольку нарушение закона выгодно не только самому интернет-пирату, но и рекламодателю, который дешево скупает краденную аудиторию».
Отметим, что еще в 2015 году к рекламному агентству MGID были вопросы из-за возможного финансирования пиратства — к ее представителям был запрос о перечислении компанией MGID денежных средств за размещение рекламы на интернет-ресурсе kickass.to, который нелегально транслировал контент ведущих киностудий.
«Деятельность указанного сайта приводит к незаконному распространению объектов авторского права без соответствующих разрешений правообладателей, в результате чего интересам компаний UMG Recording Services Inc, Warner Bros. Entertainment Inc. (Warner), Disney Enterprises, Inc. (Disney), Paramount Pictures Corporation (Paramount), Twentieth Century Fox Film Corporation (Fox), Universal City Studios LLLP (Universal), Columbia Pictures Industries, Inc. (SonyPictures) (Columbia) причинен материальный ущерб на сумму $ 45 103, которая, согласно установленному Национальным банком Украины курсу гривны, составляет более 1 000 000 грн, что является особо крупным размером», – сказано в решении Печерского суда от 31 июля 2015-го.
А позже, в 2019-м, директор Общественного союза Инициатива «Чистое небо» Екатерина Федорова заметила «значительную активность по размещению рекламы на сайтах из списка blacklists со стороны MGID» и обращалась к их представителям: «Я лично обращалась к их представителям, объясняла ситуацию и последствия, просила проанализировать ситуацию, предоставляла необходимую информацию — даже получила ответ, что наши списки взяты в работу. Но в январе 2020 анализ показал, что количество рекламы на сайтах из списка blacklists.org.ua, размещенной MGID, увеличилось более чем в 1,5 раза. Эта компания стала #1 в нашем «антирейтинге», о чем мы опять же сообщили компанию с просьбой обратить внимание. На этот раз, к сожалению, вообще не получили никакой реакции».
4 февраля Ассоциация музыкальной индустрии Украины поддержала «Чистое небо» и обнародовала заявление, в котором отметила, что поддерживала и будет поддерживать действия государственных органов Украины, которые направлены на защиту прав собственников авторских и смежных прав: «Финансирование незаконного использования произведений и фонограмм является важной составляющей существования пиратства вообще, потому прецедент возбуждения уголовного дела против рекламного агентства является крайне важным для нашей страны. Мы убеждены, что эффективная и цивилизованная работа правоохранительных органов и, в частности киберполиции Украины, может стать одной из составляющих, необходимых для комплексного решения проблем в этой сфере».
«Телекритика» также пообщалась с представителями индустрии, которые поделились своими мыслями относительно нелегальных площадок.
Николай Фаенгольд, коммерческий директор дивизиона Digital & PayTV StarLightMedia: «Киберполиция провела масштабные обыски сайтов и агентств, которые размещали рекламу на пиратских платформах. Об этом активно сообщают украинские СМИ. В частности, на сайт с пиратским контентом подали заявление представители медиагруппы StarLightMedia.
В общем нашей компанией инициировано более 50 уголовных дел по 176 статье УК. С точки зрения правообладателей, мы довольны оперативным расследованием киберполиции и надеемся, что дело максимально быстро будет передано в суд, а воры будут наказаны. К тому же были проведены обыски компаний, которые подозреваются в финансировании пиратства. Если судом будет доказана вина подозреваемых, им грозят лишение свободы и штраф, поскольку с 2017 года факт финансирования пиратства является уголовным преступлением. Результаты расследования непосредственно влияют на уровень пиратства в Украине, а, следовательно, и на путь Украины в страну с развитой креативной экономикой. Поэтому ожидаем максимально прозрачного и открытого расследования.
Следует отметить, что борьба с пиратством — это не локальный интерес правообладателя, а необходимое условие для работы всех индустрий, связанных с производством контента, инновациями или научной деятельностью. А наша глобальная цель — защитить возможности для развития украинской креативной экономики, а значит — создать рабочие места, достойную оплату труда всех, кто в ней работает. Собственно, за этими сферами будущее, и поскольку мы стремимся укреплять конкурентоспособность — нам нужно объединить усилия и сделать защиту авторских прав приоритетом».
Генеральный продюсер PayTV каналов Star Media Алексей Шульдешов в комментарии «Телекритике» отметил, что ущерб от пиратства напрямую ощущают не только правообладатели контента, а и легальные площадки, на которых этот продукт размещается: «Мы производим и продаем свой продукт на такие легальные площадки как Megogo, Oll.tv, Sveet.TV и другие. Пользователь не платит им, а идет на пиратские площадки. Из-за этого и мы, и они теряют. Посчитать такой урон достаточно сложно, ведь пираты не отображают информацию по просмотрам.
Но Star Media как правообладатель давно занимается борьбой с пиратством и зачисткой нелегальных ссылок и площадок. Мы заходим на сайт, видим наш контент и требуем его удалить. Например, когда речь шла о закрытии Moonwalk (онлайн-плеер) из-за пиратства, то на тот момент наш контент там уже не размещался несколько лет. У них в правилах даже была приписка: «Мы не размещаем контент Star Media».
Как только мы начали активно бороться с пиратами, сразу увидели приток пользователей на наш канал на YouTube. Также это благоприятно сказывается и на других легальных площадках, куда мы продаем свой контент – их прибыль тоже увеличивается. Ведь, не найдя тот или иной фильм или сериал на пиратских площадках, пользователь начинает идти на легальные, где покупает его».
Директор Индустриального Телевизионного Комитета Игорь Коваль в комментарии «Телекритике» отмечает, что главная текущая задача индустрии (что касается этого кейса) – исключить возможность для пиратов зарабатывать деньги на рекламе.
«Есть пиратство, которое происходит не по экономическим мотивам. Но есть пиратство, которое объективно является чьим-то бизнесом, и люди зарабатывают достаточно большие деньги на краже и распространении чужого имущества.
Второе − это использование ресурса аудитории пиратских ресурсов для показа рекламы. Мы понимаем, что очень многие из них являются нелегальными онлайн-казино. И речь идет не столько о компаниях, которые работают или работали в Украине, а о тех, кто «сидит» на лицензии какой-то офшорной страны другой юрисдикции и не планирует вообще работать легально. Они выводят деньги из страны, не платят налоги и ко всему этому финансируют своей деятельностью пиратов.
Если говорить о больших украинских компаниях, то они уже не рекламируются на таких ресурсах. Но были и исключения − такие случаи, когда даже мировые компании попадали на ex.ua, когда он еще существовал.
Учитывая насколько у нас не урегулирован интернет и минимально урегулирована интернет-реклама как такая, то определенную деятельность, которая выглядит как реклама и является рекламой с юридической точки зрения, можно подать под другим углом. Но по факту мы понимаем, что это агентство предоставляло услуги рекламодателям для того, чтобы размещать рекламу. И тот факт, что они как-то по-другому организовывают собственные бизнес-процессы и взаимодействие с контрагентами, не может освобождать их от того, что они, объективно, размещали рекламу».
Такой же точки зрения придерживается и директор по маркетингу и стратегии MEGOGO Иван Шестаков: «Любой пиратский сервис – это нелегальный бизнес с простой целью – получения прибыли. Фактически это перепродажа краденного. Все, кто осознанно содействует и извлекает выгоду из противозаконного действия, являются, как минимум, соучастниками. Не было бы пиратства, если бы на пиратских ресурсах не размещали рекламу – ведь это их единственный вид заработка. И абсолютно все участники этой нелегальной цепочки осознают и поддерживают происходящее. Потому все должны нести ответственность. Все участники должны играть по единым правилам. Как в спорте. Во что бы превратился футбол, если бы игроки «когда им очень надо» безнаказанно нарушали бы правила? Таких наказывают или удаляют с поля».
Отметим, что о компании MGID пишут не только украинские СМИ. The Los Angeles Times в своей недавней статье под названием «Индустрия онлайн-рекламы объединяется для борьбы с пиратством, мошенничеством, экстремистами и фейками. Есть ли у нее шанс?» упомянула MGID таким образом: «MGID входит в число рекламных сетей, поддерживающих пиратские операции, таких как Thevideo.me. Объявления, которые MGID размещает на сайте, как правило, являются наиболее прибыльным типом – это непристойные ссылки, вроде «Эти горячие россиянки и украинки одиноки и хотят познакомиться с пожилыми мужчинами». Также издание отмечает, что MGID, с офисами в Санта-Монике, не отвечала на запросы о комментариях в течение нескольких месяцев.
В свою очередь «МГІД-Україна», которая является членом Комитета «Интернет Ассоциации Украины», обратилась в ИнАУ и Комитет по вопросам цифровой трансформации Верховной Рады Украины за поддержкой. А 10 марта ассоциация призвала власти и правоохранительные органы провести расследование относительно очередного «маски-шоу в ІТ-компании».
Фото: unsplash
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!