Любите ли вы рыбу так, как ее любят семья Трахтенбергов и телеведущая Ульяна Пчелкина со своим супругом? Неизвестно, узнали бы мы о гастрономических пристрастиях этих людей или жили бы спокойно в неведении, но только эти две равно уважаемых семьи решили поучаствовать в программе «1+1» «Жизнь без обмана»…
Вот тут-то все и раскрылось: мы теперь знаем о них, а они – все о рыбе. Поспособствовал этому Алексей Душка, который в новом сезоне авторского проекта учит не только зрителей, но и героев своей передачи грамотно выбирать продукты. В финале он предлагает им сразиться за суперприз – холодильник. Чтобы его заполучить, семьи-участники должны пройтись по магазину и набрать в свои корзинки только самые качественные товары, следуя «экзаменационному билету» от ведущего.
– Лет пять назад, когда мы только начинали работать в этом направлении, действительно появилось какое-то депрессивное состояние. И не потому, что ничего нельзя есть, нет. Тогда я просто начал ориентироваться на продукты, которые просто «съедали»весь бюджет. Но теперь все наоборот: со временем приходит понимание того, как нужно подходить к этому вопросу. Становится ясно, что не надо покупать. Например, зачем килограмм сыра класть на бутерброд? Лучше взять маленький кусочек, неторопливо съесть, насладившись вкусом. И все, больше тебе не надо, ведь сыр – очень жирный продукт. Ты съел пятьдесят граммов, а на самом деле это то же самое, что выпить пол-литра молока. И вот точно так же начинаешь относиться к другим продуктам: понимаешь, что не стоит набивать пузо – пищу необходимо смаковать. С другой стороны, я теперь знаю, как читать этикетки: на ней может быть написано одно, а прятаться нечто совершенно иное. И когда варишься в этом четыре-пять лет, уже имеешь четкое представление, какой производитель изготовляет свою продукцию только из качественного сырья, а какой – нет.
– Я не лезу в чужую жизнь – это личное дело каждого. Такие вещи нельзя делать из-под палки. Люди сами должны понять, нужно им это или нет. Друзья меня, конечно, иногда подкалывают: «Это брать или не брать? А это, а то?» Или вот мои очень хорошие знакомые – киношники, актеры – подходят ко мне: «Я очень хочу чипсы… Какие взять?» Я говорю: «Если один раз, то можно вот эти, а если два раза, то лучше вообще не есть». Они мне: «Ну почему?» Я беру салфетку, кладу в нее чипсы, сжимаю, потом показываю салфетку: «Посмотри, сколько жира! Ты же киношник – тебе еще нужно в кадр влезать!»
– Какое открытие за столько лет существования проекта было для вас наиболее шокирующим?
– Честно говоря, даже трудно вспомнить. Пожалуй, многое шокировало только с самого начала. А после стольких лет в этой теме я даже немного к этому привык. Теперь знаю, что и где нужно искать. Раньше, когда мы подавали заявку на программу, эксперты советовали искать 10-15 компонентов. Теперь понимаешь: зачем десятки компонентов, если химичат в основном с тремя-четырьмя. Это, кстати, немного упрощает нам задачу: бюджет-то у нас не резиновый, а мы хотим проверить максимальное количество продуктов. На самом деле шокирует другое. Мы же не заглядываем в будущее – в свои сорок, пятьдесят лет… А в пятьдесят, поверьте, очень хочется жить. Как говорил мне один гастроэнтеролог, есть два типа людей: одни съедают пирожное и им от этого плохо, а другие могут ботинок порезать на мелкие кусочки, сварить и съесть (главное – порезать на маленькие кусочки, чтобы переваривалось лучше, потому что есть надо шесть раз в день и понемножку)… И вот и те, и другие люди со временем приходят к одному: нужно за собой следить. И, к сожалению, бывает, что делать это уже слишком поздно.
– Конечно. Есть продукты, которые мы уже несколько раз проверяли. Видите ли, происходит вот какая ситуация. Например, сегодня есть какой-то хороший предприниматель, который делает качественный продукт – к нему никаких претензий! Завтра доллар дорожает – и он говорит: «О боже, что мне делать? Как мне спасать свой бизнес?» К сожалению, наши предприниматели очень редко в этом случае решаются на сокращение своей прибыли. Они сокращают персонал, потом начинают закупать сырье похуже. А есть такие люди (к счастью, такие действительно существуют), которые могут принять то, что в этом году они заработают не десять миллионов, а пять. Такой предприниматель может смириться с тем, что он не два раза, а всего один слетает в Монако, что у него будет не пять любовниц, а четыре, но при этом он сохранит и качество продуктов, и коллектив.
– Все основные: молоко, мясо, хлеб… Каждый раз мы получаем плюс-минус одинаковую картину, но периодически находим какие-то дополнительные компоненты. Это как в спорте: три года назад какое-то вещество не считали допингом, а теперь из-за него у спортсменов проблемы. Так и с продуктами. Как сказал один наш эксперт, Китай не стоит на месте, сегодня там можно заказать все что угодно. Приезжаешь к ним и говоришь, мол, вот этот европейский продукт делают таким образом, что он хранится месяц, а мне нужно, чтобы он хранился два месяца и при этом украинские лаборатории не могли найти в нем что-нибудь запрещенное. Китайцы: «Сколько денег даешь?» А дальше происходит примерно так: производитель спрашивает: «За сколько можно сделать такой продукт?» – «За сто». – «Класс! А можно за семьдесят?» – «Можно». – «А за пятьдесят?» Китайцы подумают и скажут: «Можно, конечно, но это будет фигня». – «А давай делать за пятьдесят!» Вот такой продукт и приходит на наш рынок, а украинские лаборатории его не могут определить, потому что это придумалитолько сейчас. Меня просто иногда зависть берет: французы тратят два-три миллиона евро на исследование рыбы из Норвегии, чтобы потребовать доставлять им рыбу лучшего качества. Разве наше государство может потратить два миллиона евро для того, чтобы показать, что какой-то продукт не очень качественный, а потом на государственном уровне обратиться к производителю и потребовать от него каких-то действий по улучшению?
– Понимаете, начинать надо с малого. Наша ситуация сейчас такова, что, как мне кажется, производитель имеет больше прав, чем потребитель. И даже если кто-то подает на предпринимателя в суд, в большинстве случаев выигрывает производитель товара. Поэтому на данном этапе у нас один выход: мы узнаем о продуктах больше, чем нам сообщают на этикетке, и просто отказываемся его покупать. И пусть эти бизнесмены отказываются от второй, третьей и четвертой любовницы, отказываются от Монако и перестают экономить на производстве.
– Государство, конечно, должно это контролировать. Должно! Но просто сейчас, к сожалению, наша страна не на том уровне, чтобы позволять себе такие большие затраты на проверки и контроль качества. Хотя, считаю, что этим нужно заниматься. Сколько нас миллионов – 42? Со временем, я думаю, нас будет все меньше. Не хочу никого пугать, но стоит приехать в промышленные города и посмотреть на местные кладбища: в каком возрасте умирают люди. Я называю такие города «Города вечной молодости», потому что люди там доживают до сорока, сорока пяти… Они умирают не только из-за некачественной еды. Виной всему и воздух, и вода – все. Вот мы когда-то (это было довольно давно, я тогда работал журналистом, проводил расследования) хотели сделать серию материалов о заводах-пароходах: как они нас заражают, что мы будем иметь в результате.
– Конечно, такое бывает, когда мы говорим, что какой-то продукт не прошел лабораторное исследование. После этого еще ни один производитель не пришел с повинной: «Честно, клянусь, завтра все исправлю! Извините меня, пожалуйста! Давайте жить честно и дружно». Так никто не делает. Они поступают по-другому: «Нас вывела на чистую воду программа «Жизнь без обмана». Что будем делать?» – «А давайте им в интернете напишем, что они – дураки?» – «О, давайте!» И начинается: «Душка нехороший. Программа «Жизнь без обмана» – ужасная! Они все злые! А вот у нас продукция – она же молочком пахнет, шоколадкой отдает, мяском переливается!» Это все прикольно, но где же факты? А факты вот – в заключении лаборатории.
– Нет, некоторые даже подают в суд.
– До суда пока дошло только одно дело, которое мы в итоге выиграли. А остальные производители в основном просто разводят полемику.
– То, что мы видим на экране, и то, что вы наблюдаете за кадром – все-таки немного разные вещи. Вот как, на ваш взгляд, люди, которые к вам приходят и узнают правду о продуктах, после программы меняют свою жизнь, подход к этому вопросу?
– Я, знаете ли, реалист. Пока мы с героями рядом, они говорят: «О боже, как я это ем?» А что происходит потом – это хороший вопрос. Возможно, мы сделаем пост-шоу, в котором посмотрим на жизнь героев спустя некоторое время после программы. Очень надеюсь, что герои останутся с тем выбором, который они сделали в рамках программы. Если так случится, я сам себе поставлю памятник.
– Квартиры героев.
– Квартиры обычно не очень большие (узенькие, маленькие), а техники у нас очень много. Приходится работать в каких-то немыслимых условиях: двадцать человек съемочной группы один у другого на голове, световые приборы лезут в кадр… Таким образом часа два уходит только на то, чтобы поставить свет. А у нас ведь в кадре много динамики, поэтому сложно ухитриться, так расставить всю нашу аппаратуру, чтобы она нигде не выглядывала и при этом можно было дать нормальную живую картинку.
– Да, здесь красиво, светло, много места.
– С героями всегда очень увлекательно работать. Интересно их открывать в процессе работы. Поначалу, конечно, некоторые из них бывают немного шокированы. Ну представьте, приходят в квартиру незнакомые люди, двадцать человек, герои иногда зажимаются. И вроде так с ними разговариваешь – они классные, активные, а потом приходишь их снимать – и они два слова не могут связать.
– Мы просто пытаемся с ними сдружиться. Сами показываем, что мы – обычные люди и не стоит нас бояться. После этого они успокаиваются, открываются.
Кто выиграл холодильник, я вам не расскажу – советую посмотреть программу, подумать о любовницах украинских производителей, кладбищах в промышленных городах и начать ответственно относиться к своему здоровью.
Целую!