На презентации весеннего телесезона СТБ генеральный продюсер сериального производства StarLightMedia Галина Балан-Тимкина представила тизер сериала «Акушерка». И хотя ролик длился всего несколько минут, сложилось впечатление, что перед зрителем развернулась глубокая драма с сильной героиней в центре сюжета. Именно на такие характеры и делает ставку Галина. Такими же будут персонажи других многосерийных фильмов – украинской версии сериалов «Хорошая жена» и «Сестры», и последующих работ. Почему? Потому что рафинированные истории о золушках давно никого не трогают, а потому – не актуальны. Но готов ли рынок к таким героям и сюжетам? Готовы ли зрители? Найдутся ли актеры, способные воплотить на экране все задуманное генпродюсером? Об этом мы поговорили с Галиной Балан-Тимкиной в тот редкий момент, когда она была в своем офисе, а не на съемочной площадке.
Галина, чем ситуация на украинском рынке сериального контента отличается от зарубежной?
Если не брать во внимание колоссальную разницу в возможностях бюджета и творческого ансамбля, основное разительное отличие, разделяющее эти сериальные контенты, заключается в отношении к герою сериала. Зарубежный рынок для героя – родная мать, принимающая все его слабости и роковые изъяны, позволяющая ему быть плохим и подчас неугодным зрителю, а отечественный рынок – злая мачеха, не прощающая герою ни одного промаха, требующая абсурдной для живого человека идеальности и доказательств непогрешимости в каждой сценарной реплике. Родная мать, всецело доверяя герою, отпускает его на территорию драмы, где у него есть шанс, пройдя через глубокую трансформацию, не стать марионеткой сюжетных наворотов, а мачеха держит в тисках бытовой мелодрамы без развития характера и самое главное, лишая, пугающего вещателей драматургического определения – внутренний конфликт. А внутренний конфликт героя, попытка его разрешить – это и есть основа качественного сериала, способного потрясти зрителя. Но по мнению вещателей, внутренний конфликт тормозит динамику сюжета, делает героя неоднозначным, непонятным аудитории, слабым и неспособным на победы.
За последние годы в связи с острым дефицитом контента сериальное производство в Украине увеличилось невероятными темпами, но индустрия оказалась к этому качественно не готова. Штучность, уникальность историй и героев похоронена под массовостью, однотипностью, жесткой производственной выработкой и дилетантизмом.
Что вы имеете ввиду?
Например, полгода-год актерских/режиссерских/сценарных курсов дают основание заниматься профессией. В итоге на экране проявляется то, чему можно обучиться за несколько месяцев.
Но зритель оказался умнее этого продукта, и мы наблюдаем угасание интереса к мелодраме «забеременела — бросил — нашла счастье с бизнесменом». Аудитория переросла его, а рынок по инерции продолжает кормить ее теми же лицами в тех же ситуациях.
Как в такой ситуации не потерять зрителя?
Начать его уважать, позволив экранному герою быть живым, правдивым в градусе своих переживаний, а не погруженным в несуществующую реальность золушек. Честная игра с высокими эмоциями зрителя – и есть задача любого творческого высказывания.
Герой имеет право на совершение ошибок и проявление характера. Ведь без попыток превозмочь себя плохого нет истории, которая влюбляет нас в него хорошего. Необходимо обучать, вдохновлять авторов на таких героев, позволять им оживлять их, а не выхолащивать и клонировать. Поскольку сегодня зритель наблюдает на ТВ один бесконечный сериал с редко меняющимися лицами в отсутствие высокой конкуренции среди актеров.
Какой герой интересен украинскому зрителю?
Каким должен, а каким не должен быть герой – путь к угасанию интереса зрительской аудитории, которая в течение нескольких лет перенасыщается одноликими, мертворожденными персонажами и ищет живые, уникальные истории, переключая кнопки пульта. Сегодняшние телевизионные рейтинги – американские горки, где нет стабильного интереса аудитории, где более удачные премьеры одного из вещателей кладут на лопатки весь рынок, а сразу после завершения показа столбик термометра условного лидера ползет вниз.
Зрителя невозможно задобрить комфортными персонажами. Как только он получает адреналин глубокого сопереживания, он уходит к честному герою. Ведь что заставляет зрителя погружаться в историю, а не оставаться сторонним наблюдателем сюжета? Объем правдивых переживаний персонажей, острая вовлеченность в их внутренний конфликт. Без внутреннего конфликта история превращается в холостой выстрел. События не самоценны, это еще не история, даже если автор придумал несколько неожиданных поворотов. Историю делают уникальной только перипетии, проявляющие, усиливающие, развивающие внутренний конфликт. Часто о нем говорят — борьба с собой слабым, сомневающимся, уступающим. Пойдет ли герой на сделку против совести или все же не сломается на пути к своей цели. Другими словами, внутренний конфликт – поединок с совестью. И главное не то, какие испытания ждут героя, а как он проявится в этих испытаниях. Лишить его этой борьбы – означает лишиться доверия зрителя.
Как это исправить?
Идти на диалог с вещателем, опережать аудиторию. Например, сейчас мы производим для телеканала СТБ ряд драматичных историй об очень мощных и подчас неоднозначных героинях. И для меня главное, чтобы аудитория тянулась к ним и узнавала в них себя. Таким образом мы транслируем зрителю, что герои среди нас и каждый может стать героем своей судьбы. Не через усыпленные, а преодоленные конфликты, через борьбу за право быть не только матерью, женой, но и самодостаточной личностью.
Мне импонирует доверительное взаимодействие с руководителем телеканала СТБ Людмилой Семчук, которая поднимает аудиторию на качественно новую ступень, реализуя истории именно таких героинь.
Поэтому вы взяли за основу сериалы «Хорошая жена», «Сестры» и «Акушерка»?
Потому что объем главных героинь этих форматов позволяет создать сериалы-события. Вывести на сериальный рынок нового драматического героя.
В центре – сильные женские характеры, совершающие сложнейший моральный выбор между фальшивыми и истинными ценностями.
Для вас важны такие характеры?
Да. Не безропотные жертвы, которые покорно принимают удары судьбы и в конце получают за это суперприз, а многоплановые героини. Каждая — это ее исследование самой себя, своей внутренней прочности. Ее сила не только в преодолении, но и в праве ошибаться. Каждая из нас — такая героиня. Героиня, которая не усыпляет семейные конфликты, внутренние противоречия, нереализованность, а двигается вперед и борется за себя. Ведь если женщина несчастлива как личность, она не может быть счастливой матерью и женой.
О чем для вас история «Акушерки»?
Перед женщиной в современном обществе стоят многочисленные вызовы, к которым она не всегда готова, отчаянно пытаясь быть счастливой. Как найти баланс между материнством и карьерой? Что значит быть хорошей матерью? Нужно ли идти на жертвы ради семьи? Или жертвовать семьей ради карьеры? Имеет ли право женщина, пережившая предательство, позволить себе новые отношения если это ранит ее ребенка? Героиня «Акушерки» Татьяна переживает крах своих прежних убеждений и сталкивается с дилеммой — плыть по течению показной семейной идиллии, проглотив предательство, или найти в себе смелость и начать все с чистого листа, с пониманием последствий своей прежней слепоты.
Но основной месседж истории – осознанное материнство. Татьяна, как акушерка, не только помогает появиться на свет новым жизням. Она прежде всего помогает женщинам осознать миссию материнства. Ведь очень часто в нашем обществе ребенок становится инструментом удовлетворения чьих-то амбиций, средством для достижения каких-то целей, что обесценивает само его появление на свет. Ребенок – необходимый атрибут самодостаточности семьи и определение полноценности женщины. Часто рождение ребенка – способ выйти замуж и достичь стабильности в отношениях с мужем, заслужить любовь или вернуть утраченное. Одна из пациенток роддома в нашей истории, рискуя своим здоровьем и здоровьем своего не рожденного ребенка, отказывается принимать лекарства в критическом состоянии, чтобы не ослушаться мужа, который уверен, что после приема таблеток ребенок родится неполноценным. Другая стремится с помощью ребенка избежать разрушения семьи. В то время как миссия матери – безусловная любовь, принятие и ответственность, являющиеся проводником новой жизни в этот мир. «Дети не выбирают рождаться им или нет. Они девять месяцев ждут, дадут ли им шанс на жизнь», – говорит один из героев «Акушерки».
Для многих женщин измена мужа – конец всего – жизни, любви, смысла становиться мамой. И это страшно. Готовность умертвить себя и ребенка из-за мужчины, без которого не складывается пазл смысла жизни, чудовищна. И главная героиня нашей истории помогает пройти путь от отвержения дитя до первого чувства к этому крошечному беззащитному человеку и ответственности за него.
Сложно ли было адаптировать под наши реалии «Хорошую жену»?
В нашей стране совсем другое судопроизводство, без активного взаимодействия с судом присяжных, детективные кейсы не близки нашему менталитету, сексуальный скандал вокруг мужа главной героини не вызвал бы у нас такого резонанса, как в США… Весь этот объем необходимо создавать заново. Например, резонанс в нашем обществе может вызвать не сексуальный, а коррупционный скандал. Американская версия не только о женщине пережившей предательство мужа, но и о закулисье политической борьбы. У нас же в центре – личная история становления героини, когда на руинах своей семьи, преданная мужем, непонятая детьми подростками, отвергнутая обществом, она ради будущего своих детей и ради себя самой находит силы возродиться из пепла, найти себя в профессии, восстановить доверие дочери и сына, получить шанс на новые самодостаточные отношения и понять, что тот иллюзорный мир показного благополучия, в котором она была марионеткой, не был счастьем. А счастье для нее в другом: быть счастливой без условностей.
Ведь наши женщины беспрерывно цепляются за разные якоря: чтобы быть счастливой, я должна родить детей, или состоятся в замужестве, или получить работу… Мы отчаянно хватаемся за кого-то/что-то, веря, что будем счастливы за их счет, при этом не веря в себя.
Вы упомянули о сюжетной линии, посвященной отношениям с детьми. Я так понимаю, что это очень важный момент в адаптированном сценарии…
Американская «Хорошая жена» это жесткий детективный процедурал, где частной жизни героини отводится очень мало пространства. Мы же будем проявлять ее личную трансформацию не только через взаимодействие с детьми, свекровью, мужем, но и через детективные кейсы. Например, в первом кейсе героиня, как адвокат, защищает женщину, обвиняемую в убийстве, у которой хотят отобрать дочь, при этом отчаянно пытаясь выкроить время для собственной бунтующей дочери подростка.
О характерах героинь мы уже поговорили, а теперь хочу спросить про актеров, которым эти характеры придется воплощать на экране. Почему, по-вашему, украинские продакшены и вещатели предпочитают снимать в главных ролях зарубежных актеров? У нас в стране не хватает кадров или причина в другом?
Я поощряю работу с украинскими актерами, люблю развиваться вместе с ними, создавая мощных, многосложных экранных героев. Но в связи с колоссальным объемом отечественного производства актеры перегружены и часто приходят на площадку не созидать, а отрабатывать часы. Иными словами, – ходят на работу.
Есть много талантливых актеров, которые на съемочной площадке выкладываются на 150% и для которых не существует маленьких ролей или второстепенных сериалов. А есть актеры, которые перед сложнейшей эмоциональной сценой могут травить анекдоты. Потом они слету пытаются попасть в предельный градус переживаний персонажа и, естественно, тужатся и фальшивят, потому что только предварительная подготовка дает возможность поднять эту штангу.
Я хочу работать с украинскими актерами. Вопрос в другом: готовы ли актеры к своей миссии? Миссии глубокого сопереживания герою. Ведь герой становится интересным зрителю только тогда, когда актер сумел пропустить через себя весь объем его драматизма… Но у актеров всегда есть выбор – актерское мастерство или актерство.
Кто из молодых актеров вам импонирует?
Шорена Шония, Ирина Гришак, Анастасия Пустовит, Даниил Мирешкин, Дарья Барихашвили, которые при наличии достойного драматургического материала не жалеют внутренних ресурсов на съемочной площадке, стараются отдать частичку себя проекту, зрителю.
Что до украинских актеров с многолетним опытом, то имена, как драгоценная россыпь талисманов моих проектов. Блистательные Ольга Морозова, Ирина Мельник, Наталья Васько, Виктория Корсун, Екатерина Качан, Олеся Островская, Николай Боклан, Вячеслав Довженко, Анатолий Ященко, боюсь, что всех не назову. В «Акушерке» я имела профессиональное удовольствие работать в едином творческом потоке с Фатимой Горбенко. Иногда она дает героине даже больше, чем я ожидаю от нее на площадке, потому что для нее роль – та самая миссия. Также открытием для меня стал Сергей Дзялик, которого, к сожалению, считывают односложно, как фактурного героя, в то время как он обладает глубоким драматическим потенциалом.
На какой стадии сейчас работа над сериалами «Хорошая жена», «Сестры» и «Акушерка»?
Мы завершили съемки «Акушерки» и приступили к монтажу. Прорабатываем горизонтальную линию главной героини, и адаптируем детективные кейсы «Хорошей жены». Плотно работаем с историей «Сестер». У авторов недостаточно опыта в создании драмы, и история все время перетекает в бытовую мелодраму с громадьем сюжетных поворотов, из-за которых герои стираются лавиной событий. Положительный персонаж – обязательно только белое, а антагонист – чернее черного.
Но идеальный антагонист всегда должен получать от автора шанс на победу над своей темной стороной. А в наших сериалах предатель, потому, что предатель, а вор, потому что вор. Когда я попросила одного из авторов оправдать поступки героини, стремящейся к роскошной жизни, получила ответ – потому, что она стерва по жизни. И вот стервы и стервецы по жизни заполонили экран, оттеняя золушек по жизни.
В «Акушерке», «Хорошей жене», «Сестрах» нет хороших и плохих, а есть герои, которые в борьбе за счастье методом проб и ошибок либо побеждают свои слабости, либо переходят на темную сторону.
Когда зрители смогут увидеть эти три картины?
Премьера «Акушерки» запланирована на апрель 2020 года. «Хорошая жена» и «Сестры» – на 2021 год. Но текущая ситуация с пандемией вносит корректировки, и завершение работы над сериалами для 2021 года может сдвинуться.
Какие проекты в связи с пандемией коронавируса поставлены на паузу, а какие — закрыты?
Работа над всеми сериалами, о которых мы с вами говорили, продолжается. К примеру, «Акушерка» сейчас монтируется, готовится премьера.
В прошлом году StarLightMediа анонсировала, что планирует произвести 100 часов сериалов собственного производства. Что уже сделано в этом направлении?
Как я уже сказала, скоро состоится премьера «Акушерки». В планах на 2020 год, включая сдачу проектов в этом же году, – более 50 часов сериального контента, также много запланировано на 2021 год. В разработке внутреннего продакшена около 100 часов. Вопрос в качестве написания сценариев, ведь материал должен вдохновлять. «Точка росы» – одна из таких историй масштаба платформ, над которой мы работаем с Алиной Семеряковой. И творческая удача – привлечение в команду как креативного продюсера автора «Акушерки» Оксаны Калитюк, с которой мы также стремимся проявить на экране нового героя сериала.
Фото: StarLightMedia
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!