Рекордсмен по производству контента в сериалочасах на украинском телевидении – компания «Теле Про», планирует на следующий год превзойти себя и произвести 500 часов контента для дневного и предпраймового эфира канала «Украина». Кроме своих хитов – процедуралов «Реальная мистика» и «Агенты справедливости», тележурнала «Звездный путь», реалити «Свекровь или невестка» и «Миссия красота», продакшену «Теле Про» телеканал доверил в 2020-м предпраймовый слот, для которого компания снимает полицейский сериал на 40 серий и готовит пилот еще одного процедурала. О секретах производства контента в больших объемах в интервью «Телекритике» рассказала директор «Теле Про» Елена Канишевская.
Елена, предлагаю начать со статистики. Сколько часов контента произвел ваш продакшн в этом году и сколько будете производить в следующем?
В этом году мы произвели 440 часов контента, в следующем готовимся произвести уже приблизительно 500 часов. Нам добавили пока только один слот – предпраймовый шестичасовой. Это новая линейка для «Теле Про». Мы анонсировали съемки сериала «Филин». Уже отсняли половину – 20 серий. Поскольку это новый проект, телеканал заказал пока только 40 серий, но планируем развивать его дальше на новые сезоны. Для «Теле Про» шестичасовой слот является новым, он достаточно тяжелый, поскольку в это время сильно меняется аудитория ТВ, люди приходят с работы.
Что можете рассказать о сериале «Филин» на данный момент? Это докудрама или все же сериал? Формат или собственная разработка?
«Филин» − это полноценный сериал, криминальный процедурал собственной разработки. События в сериале разворачиваются вокруг двух главных персонажей. Есть горизонтальная линия, форматные элементы, которые характерны процедуралам. Мы добавили также некие фишки, чтобы сериал не выглядел так, как все полицейские сериалы.
Со своими разработками несколько легче работать. Мы можем делать с этой историей все, что хотим, развивать куда угодно, быстрее реагировать на запрос зрителей. Хотя риски с собственными разработками очень высокие, потому что оригинальные проекты никем не опробованы ранее. Ты сам допускаешь ошибки, но важно уметь их вовремя проанализировать.
Как смена руководства холдинга этим летом повлияла на «Теле Про»?
В нашей работе мало что изменилось. Кардинально задачи и планы нам не меняли. Увеличился только объем производства. План на следующий год, как я уже говорила, стал чуть большим, чем был на этот.
После всех изменений в законодательстве по ТВ (запрета на российский контент и введения квоты на украинский язык) украинские телепродюсеры поделились на тех, кто жалуется на нехватку актеров, сценаристов, режиссеров и тех, кто поддерживает изменения, говоря о новом этапе развития украинской сериальной индустрии. Вы на какой стороне?
Я расцениваю эти изменения как огромнейшую возможность. И очень хорошо, что не хватает всех! Значит есть запрос, есть мотив для того, чтобы они появились. Рынок все выровняет. Я вижу только плюсы. Сформировались некие правила на рынке. Ведь ранее до определенного времени в телеиндустрии все занимались всем – не было узких специализаций, специальностей и специалистов. Сейчас производство более четко разделено – на кино и ТВ. И это очень хорошо. Этим легче управлять, система построения производства становится сбалансированной. Нет такого, что некто уникальный с пятью руками все делает, и ты от него зависишь. Теперь это – организм, собранный из профессионалов. На них есть спрос. Но наша школа все еще сыровата.
Удался ли вам переход производства контента с русского на украинский язык? Не пострадали, случайно?
Честно говоря, да, удался. На самом деле, мы восприняли языковое изменение как хороший вызов – точно не как препятствия чему-то. «Теле Про» сейчас снимает только на украинском и так было почти всегда. Несколько сезонов «Реальной мистики» выходили на русском языке. И первые два сезона «Агентов справедливости» также выходили на русском. Когда мы перешли на украинский, руководитель проекта Елена Зерняк и сценаристы только обрадовались – они у нас украиноязычные. Им как раз было сложно с русским языком, адаптировать его в своей голове. Наши актеры подтянули украинский – кто-то подучился, нанимая преподавателей.
Кстати, канал «Украина» был первым среди больших телеканалов, кто запустил сериальное производство на украинском языке, когда мы в 2015-м заказали у FILM.UA сериал «Дежурный врач». Я была тогда креативным продюсером этого сериала от канала. Тогда еще не было закона. Мы приняли решение по его запуску сознательно. Сериал идет в дневном эфире – недавно прошел шестой сезон. Но тогда это было довольно таким рискованным решением.
Какой контент вы продаете за рубеж? Как быть, если он снят на украинском языке? В СНГ такой контент покупают?
Отдел продаж контента «Медиа Группы Украина», который возглавляет Ирина Черняк, активно продает продукт «Теле Про» в разные страны – СНГ, Балтии, Восточную Европу. Например, «Агенты справедливости» и «Реальная мистика» проданы уже более чем в 10 стран. В странах, которые нам близки ментально, они демонстрируют хорошие показатели. Вещатели из этих стран сами делают озвучку на свои языки и наш Андрей Дебрин уже говорит по-македонски, по- польски и др.
Как у вас происходит диалог с телеканалом по поводу проектов? Бюджеты для дневного эфира несравнимы с бюджетами контента для прайм – они сильно маленькие. Как вы их согласовываете?
Изначально готовится бриф от канала – задачи, которые ставит вещатель перед продакшеном. Мы отвечаем на этот бриф некой идеей. Обычно мы говорим сразу о производстве на два сезона – осенне-зимний или весенний период. Как правило это около 40-50 серий за один сезон. Соответственно, бюджет мы обычно подаем на два сезона сразу – 80 либо 100 эпизодов. Это несколько удешевляет производство. Есть стоимость слота в сетке канала. Ее канал фиксирует, чтобы представлять себе год с точки зрения финансов. Мы составляем бюджет проекта на каждый сезон, отталкиваясь от этого. Эти бюджеты открытые. Анализ со стороны канала, как правило, очень подробный. Поскольку мы в одном холдинге, легко находим компромисс. Точно также мы, в свою очередь, работаем с другими подрядчиками.
При каком повторе окупается производимый вами контент?
Поскольку мы инхаус-продакшн, отбивать деньги задача телеканала. Нам канал оплачивает только стоимость продукта, который идет в телеэфире. Этот вопрос надо адресовать программному директору. (В «Медиа Группе Украина» со ссылкой на Юлию Гатитулину, директора департамента планирования программ телеканала «Украина», уточнили: «Все зависит от проекта – развлекательные реалити программы отбиваются при первом показе, сюжетные вертикальные истории, в т.ч. сериалы, при третьем показе»).
В последние годы появилось ряд грантовых проектов на производство контента. Как вы относитесь к госфинансированию телеконтента? Подавались на питчинги?
Мы подавали некоторые свои проекты на госфинансирование – в Госкино и Украинский культурный фонд. Проекты «Теле Про» ничего не получили, но «НЛО ТV» удалось выиграть грант на ситком «Громада» в негосударственной организации (у американского фонда USAID. – Ред.). Его производил сторонний продакшн. Такие питчинги – это хороший опыт, чтобы видеть других, услышать их идеи и понимать специфику и отношения представителей государства к тому, что мы делаем на коммерческих телеканалах.
Сколько занимает цикл производства вашего контента?
«Теле Про» производит очень разнообразный телеконтент, технология производства каждого отличается. Задача наших проектов – идти в долгую. Для того, чтобы они не затухли через сезон, нужно очень хорошо подготовиться, понимать потенциал идеи на несколько лет вперед. Поэтому мы тратим достаточно много времени на разработку идеи. Идея может зайти по-разному – либо со стороны, либо разрабатываем внутри. Те проекты, которые мы производим – они придуманы внутри. На разработку идеи в тесном сотрудничестве с телеканалом мы тратим где-то полгода. Для того, чтобы написать сезон на 40-50 серий, мы тратим около 5 месяцев и около полугода на то, чтобы их отснять. Поэтому мы сразу планируемся на год вперед – на два сезона сразу. Пишем чуть заранее, чтобы иметь в производстве сразу несколько сценариев.
Какая выработка у вашего продакшна для сериального контента? Как это отличается от производства студийных передач?
Если мы говорим о сериальном производстве, то каждая серия может сниматься от 3 до 5 смен. В один съемочный день у нас выработка составляет в среднем 12 минут контента. Да, «Теле Про» производит еще и студийные проекты. Но нет простых проектов – все они существуют в жесткой конкуренции. Это точно такая же глубокая подготовка, только просто по-другому. К каждой истории мы очень долго готовимся, проводим очень тщательный кастинг. В «Теле Про» есть свой отдел кастинга, который занимается двумя направлениями – поиском героев для реалити-шоу «Миссия Красота», «Свекровь или невестка» (адаптация турецкого формата Rivals-in-Law компании Global Agency. – Ред.) и актерский кастинг для сериальных проектов.
Сколько времени обычно занимает постпродакшн?
Над серией можно и до месяца работать. Оцифровка материала – это довольно большой объем работы. Далее – «собирание рыбы»: чернового варианта, потом монтаж предмастера, после чего сведение звука, цветокоррекция, сведения мастера. Каждый этап согласовывается внутри, а после предмастера – с каналом. В целом на все это идет 20 дней.
Вы, наверное, были очень горды, когда при повторе «Реальной мистики» в прайме на канале «Индиго TV» проект этой осенью взлетал по рейтингу, часто попадая даже в первую десятку. В чем фишка «Реальной мистики»? Как вам удалось 10 сезонов выпустить?
Во-первых, мы никогда не успокаиваемся в проекте – нам ведь нужно всегда сохранять первенство. Для этого надо много работать над проектом. Думать, что «Реальная мистика» удачно запустилась и будет бомбить эфир все 10 сезонов – это иллюзия. Все, вообще, не так – меняются запросы аудитории, меняется конкуренция, мир вокруг нас – нужно быть актуальными. Мы должны ориентироваться на свою аудиторию, для этого нужно ее хорошо изучать. Мы каждый сезон продолжаем работать над проектом, новый сезон – новый вызов для нас. Креативный продюсер Вита Белоусова, главный режиссер Андрей Хархалис, сценарная и редакторская группа постоянно в поиске новых решений и путей развития проекта. Второй секрет успеха «Реальной мистики» в том, что проект можно описать одним емким предложением. Если проект можно описать одной фразой, и сразу понятно, о чем он, то это – хороший проект. Такие проекты должны обладать уникальным форматным элементом и очень простым логлайном. Если вам нужно полчаса, чтобы объяснить, что за проект вы предлагаете, ничего хорошего из этого не выйдет.
Как-то попытался посмотреть серии «Реальной мистики». Удивили их название – «Клубная магия», «Магия женского белья», «Магический утюг», «Кладбище игрушек», «Демонический рагуль»… Чем вдохновляетесь? Как у вас построен творческий процесс?
Названия такие выбраны для того, чтобы вы их заметили. Над проектом работает не один человек. Есть креативный продюсер – представитель телеканала. Он корректирует бриф, концепцию, сдерживая все в рамках общей концепции канала, анализа аудитории, которую мы имеем. Канал «Украина» обладает хорошей экспертизой – качественной и количественной аналитикой. Мы на это опираемся. Внутри проекта работает 8 редакторов-сценаристов – два шеф-редактора и шесть редакторов, которые все это генерируют. Есть еще отдельные авторы-сценаристы. У них довольной большой творческий коллектив. Над «Реальной мистикой» работает три съемочные группы, в отличии от других проектов, где не больше двух. Если «Агентов справедливости» мы в году производим не больше 80 эпизодов, то «Реальной мистики» – 96. Поэтому в «Реальной мистики» большие группы – съемочные, сценарные. Они должны много написать для того, чтобы все это успеть снять. Обычно они сами продумывают заявки, садятся вместе брейнштормят, обсуждают, спорят. После 10-го сезона «Реальная мистика» продолжится, ее ожидают очень интересные сезоны с обновлениями, развитиями историй главных персонажей. Продолжение будет также и у «Агентов справедливости». Сейчас мы снимаем новый, 9-й сезон.
Почему скриптед-реалити выстреливают только на канале «Украина»? Кто их не «пробует», ни у кого кроме вас не получается. Кстати, как правильно определить формат вашего продукта – скриптед-реалити, докудрама или все же сериал?
У нас эти форматы работают, потому что мы – лучшие, не боимся идти в долгую и каждый сезон работать над усилением проекта. В «классических» докудрамах диалоговых сцен в чистом виде практически нет, есть только закадровый голос, который рассказывает, что происходит. Да, в «Реальной мистике» есть закадровый голос, но диалоговые сцены все же составляют основу. «Агенты справедливости» — это сериал. Хотя изначально задумывался как скриптед-реалити, когда главный герой что-то комментирует на камеру. Но позже мы ушли от этого – это стало мешать. В докудрамах, как правило, есть реальные эксперты, ведущая, которая комментирует происходящее. «История одного преступления», которое для канала снимает другой продакшн, – вот это уже, скорее, докудрама.
Как думаете, почему «Вещдок» на «Интере» не прошел так ярко, как «Реальная мистика»? Вроде как по тому же принципу сделано, тот же формат детективной докудрамы, скриптед-реалити, что у вас.
Они, честно говоря, неплохо начали. Нельзя сказать, что они не выстрелили. На самом деле у них достаточно достойный продукт. Они просто не справились с игрой в долгую. Я могу только предположить, что не дает таких больших результатов – они снимают большим количеством групп. Достоверно не берусь говорить, но у них где-то 6 съемочных групп. У нас всего три. Важно удержаться в рамках концепции и одного интереса от серии к серии, когда столько съемочных групп – это достаточно сложно. Кто-то один должен согласовать все это. К тому же они очень спешили для того, чтобы успеть заполнить эфир. Это было связано не только с квотами, но и конкуренцией – того продукта, который мы ставили напротив. От такого объема может страдать качество. Хотя, может и нам придется со временем быстрее и параллельно что-то снимать. И здесь очень важно удерживать технологию, систему и любовь к проекту. Всегда видно по результату, когда люди живут проектом, любят его, переживают вместе с персонажами, влюблены у них. Если свалиться в технологию, администрацию, то и результат может быть не очень хорошим.
Почему Андрей Дебрин в «Реальной мистике» единственный актер, который играет под своим реальном именем? В «Агентах справедливости» главный герой – Вадим Зорин. В жизни он Алексей Зорин. Почему изменено только имя?
Нам понравилась фамилия, попросили, чтобы Алексей ее оставил, он был не против. Алексей по сценарию – Вадим Алексеевич Зорин. Сын себя. «Реальная мистика» задумывалась как программа с ведущим. Андрей Дебрин – ведущий. По легенде – он работает на канале вместе со своей командой и расследует мистические дела. Изначально он был один, и только потом собралась команда. В «Реальной мистике» есть еще Тимур Ибраимов, Евгений Бельтюков, они играют также под своими именами.
На «1+1» в этом сезоне весьма неплохо стартовал тележурнал «Жизнь знаменитых людей», они контрпрограммируют ваш «Звездный путь». Как оцените «ЖВЛ»? Над программой работает много выходцев с вашего шоу. Как вы пережили уход персонала и появление прямого конкурента вашей программы? Заметны некие скачки в ваших показателях от этого… Чем вы отличаетесь от «ЖВЛ»?
«Звездный путь» — это наш флагманский проект, тележурнал, который уже в эфире 5 лет. Очевидно, что ничего нового они не придумали, они просто идут нашей дорогой. Зритель реагирует, но и хорошо. Да, это вызов для нас. Мы отличаемся тем, что у нас есть свои отдельные рубрики, наши сюжеты глубже, основательнее и содержательнее.
По поводу уходов редакторов, я в принципе не понимаю, что такое обижаться. Это работа, каждый делает свой выбор. На замену пришли достойные люди, они делают сюжеты лучше, чем «ЖВЛ». Мы в жизни никогда обычно не планируем каких-то радикальных изменений. Они приходят к нам сами. Мы под них что-то меняем и, как правило, любое изменение к лучшему. Руководитель и продюсеры проекта (Марта Середа, Оксана Восканян, Екатерина Саврацкая), безусловно, волновались за проект, но сами же и вышли на формулу, что проект изменится и только к лучшему. Так и случилось.
Вы в этом сезоне заменили ведущего «Звездного пути». Александр Скичко ушел в политику – стал «слугой народа». Как сказалось изменение ведущего на проекте?
Честно говоря, именно смена ведущего нас пугала больше, чем уход редакторов на «ЖВЛ». Саша очень много времени посвятил нашему проекту, мы ему за это благодарны. Он наш любимый «экс». Мы, естественно, остались в хороших отношениях и всегда рады видеть. Но при этом, замена оказалась достойной. Тимура Мирошниченко очень хорошо восприняли зрители. Он мотивирован работать, он профессионален, понимает, чем он тут занимается, и ценит это. Когда за кадром искреннее отношение, это все потом сильно видно в кадре. Зритель такого не пропускает.
Есть ли у вас стоп-листы звезд в «Звездном пути»? На каких заграничных звездах делаете акцент – российских или западных?
У нас есть стоп-листы только на тех российских артистов, которые официально запрещены для показа на украинском телевидении. О других российских артистах при случае вспоминаем, у нас нет такого, чтобы «никогда» и «ни за что». Мы выбираем тон и говорим, как есть. Мы их не преподносим и не приукрашаем.
Когда ждать «Миссия Красота» в эфире? Какие изменения готовите?
Сейчас снимается третий сезон, который выйдет весной. Изменений довольно много, по-новому посмотрела на формат креативный продюсер Дарья Дейниченко. У нас обновилась декорация, став очень стильной, современной. Это надо увидеть, а не пересказывать. Мы коснулись некоторых важных деталей в структуре. Мы анализируем кривую доли программ каждого сезона и когда видим определенный тренд падения показателей внутри выпусков, то садимся, думаем над структурой для того, чтобы она заработала иначе. Мы поменяли ведущую – это будет Ирина Фролова (жена Григория Германа, ведущего канала «Украина». – Ред.). Критерии отбора участников стали жестче – команда кастинга «Теле Про» в поиске интересных историй, интересных персонажей. Кастинг очень многое решает в таких проектах.
Недавно окончился новый сезон «Свекровь или невестка». Довольны рейтингами?
«Свекровь или невестка» у нас прошла в ноябре достаточно успешно – выше доли канала на 10%. В новом сезоне мы усилили роль третьего героя – мужчины. Чуть поправили правила игры. Это купленный формат, мы его адаптировали, внося изменения в каждый сезон, реагируя на отклик аудитории. Мы можем поменять что-то в структуре, форматчик позволяет нам это делать. Также, в этом сезоне мы обновили декорацию, она стала теплее и уютнее. Решение о продолжении проекта будет приниматься в ближайшее время.
Говорят, что интернет убьет ТВ, но вы с этими проектами добрались к YouTube, где они демонстрируют по несколько сотен тысяч и миллионов просмотров. У вас там отдельные каналы на каждый проект. Это эффективно?
Да, мы уже не одну серебренную кнопку получили, отдельные серии «Реальной мистики» (далее – РМ) собрали до 2 млн просмотров. Очень много молодой аудитории, ведь по большому счету РМ – это детективная сказка. Мы всегда остаемся на территории того, что очень близко и интересно аудитории, каждый там свое находит. По поводу конкуренции с эфирным вещанием – мы себе не мешаем – нас смотрят те, кто не может посмотреть телевизор в дневное время и те, кто уже выработал себе такую привычку смотреть все в интернете. Многие зрители также смотрят в два экрана. (В пресс-службе «Медиа Группы Украина» уточнили, что YouTube-канал РМ собрал 66 954 664 просмотров, «Агентов справедливости» — 2 185 049 просмотров. – Ред.).
Да, глобально телесмотрение снижается, но запрос на эфирное телевидение все еще есть, и он высок. Мы все равно получаем столько же зрителей, сколько получали в предыдущие годы. В среднем в дневном эфире мы собираем до миллиона людей. В вечере в прайме смотрит, как правило, больше 3 миллионов людей.
Сколько людей у вас работает в штате, а сколько – на фрилансе?
Около 60 людей – в штате, около 500 – на фрилансе. В среднем на проекте может работать 70-100 человек.
Что кроме всего упомянутого готовите на 2020-й? Когда вам уже дадут снимать некий праймовый продукт?
Мы готовим пилот в жанре скриптед-реалити для предпрайма. Если мы его очень хорошо оценим, запустим в производство. Любой слот – это вызов, а прайм и предпрайм – это еще и бюджетный вызов. У меня нет какой-то сверхзадачи работать для праймового слота. Да, было бы очень интересно создать некий праймовый проект. Но удержать 10-й сезон проекта, запустить что-то новое, которое выдержит 10 сезонов – вот это для меня круто!
Фото: Александра Йорк