Термин «дисморфофобия» означает психическое расстройство, при котором человека чрезмерно беспокоит внешний вид, недостатки и особенности его тела.
Новый термин привязан к социальной сети Snapchat потому, что именно этот сервис одним из первых предоставил людям возможность использовать так называемые маски и различные фильтры (вроде ушек собачки, цветочных веночков и фильтров с увеличением глаз) для съемок более красочных селфи. Позднее эта функция появилась в ряде других соцсетей.
Американская академия пластической и реконструктивной хирургии подсчитала, что 55% пациентов в прошлом году делали операции на основе своих селфи. Для сравнения в 2013 году число таких людей составляло 13%. Ученые также заметили другую тенденцию – к услугам пластических хирургов чаще стали прибегать клиенты возрастом до 30 лет.
Термин «Snapchat-дисморфофобия» впервые употребил британский врач Тижон Эшо. По словам специалиста, это явление беспокоит и хирургов, и психиатров.
«Мы каждый день видим свои фотографии в социальных сетях, и это, без сомнения, делает нас более самокритичными», – говорит доктор Эшо. Сам Эшо отказывал многим пациентам, которые были чересчур одержимы своими отфильтрованными селфи.
С другой стороны, как утверждает доктор Дэвид Мабри, хирург из Сан-Франциско, это явление можно считать «улучшением». По его словам, клиент, который не хочет быть похожим на заоблачных голливудских звезд, а лишь желает быть похожим на «улучшенную версию себя», не имеет завышенных ожиданий и адекватнее воспринимает результаты усилий пластических хирургов.
Впрочем, некоторые пожелания пациентов до сих пор невозможно осуществить из-за объективных физиологических причин – например, увеличить в размере глаза.