Украинское ТВ активно осваивает AR/VR-технологии. И хотя отечественные эксперты уверены, что до внедрения голографического телевидения нам, да и всему миру, еще далеко, использование дополненной и виртуальной реальности — хороший тренд. О том, насколько успешно сегодня внедрены AR и VR «Телекритике» рассказывает Алексей Гутянтов, руководитель комплекса по работе с дополненной реальностью телеканала «Украина».
Зачем дополнять реальность
Сегодня мы готовы рассматривать телеконтент для чего-то более захватывающего, чего-то такого, что заставит нас поверить, что мы взаимодействуем с происходящим на экране или испытать нечто, что невозможно ощутить в реальной жизни. В общем, наш мозг жаждет сюрпризов. Ну, а задача телевизионщиков — создавать эти сюрпризы и рассказывать захватывающие истории. В этом помогают объекты дополненной реальности – разнообразят, делают интересными и/или менее скучными сюжеты, иллюстрируют слова ведущего при помощи объемной инфографики и делают понятным любой контекст. А когда человек замечает что-то необычное на экране – его мозг реагирует. Таким образом зритель вовлекается глубже. А еще AR-объекты позволяют не только привлечь внимание, но и положительно влияют на запоминание и восприятие – информация, полученная визуально, запомнится намного быстрее услышанного текста.
В начале 2018 года командой телеканала «Украина» был построен комплекс реалтайм-рендера дополненной реальности AR/VR (Augmented Reality/Virtual Reality — дополненная реальность/виртуальная реальность — ред.) на базе технологий VizRT/UE4 и оптических систем трекинга Stype RedSPY. В результате, при точном планировании, мы получили возможность обеспечить объектами дополненной реальности различные проекты канала. Конфигурация модулей комплекса позволяет работать в стационарных студиях и на внешних локациях, создавая автономную виртуальную студию, к примеру, в условиях концертов или выездных новостийных эфиров. Еще одной фишкой комплекса стали оптические системы трекинга, позволяющие использовать координаты движения реальной камеры в виртуальном пространстве независимо от светового окружения на локации. Точность считывания поворота камерных головок очень высока – 0,02º, а погрешность позиционирования объектов AR сведена к минимуму и составляет 1-3 см на 100 кв. м.
Основная задача подобного комплекса – создание инфографики для новостей и спортивных программ, яркого визуального ряда при трансляции разного рода шоу. И тут очень важной составляющей является просчет внешних данных в реальном времени — возможность «подвинуть» или поменять цвет объекта, изменить какой-либо элемент в графике, находясь непосредственно в прямом эфире.
Наши кейсы
Ко Дню Независимости Украины мы построили выездную студию с элементами дополненной реальности под открытым небом в парке Славы и провели спецвыпуски новостей «Сегодня» оттуда. Небольшой команде удалось создать виртуальный куб менее чем за 4 часа. Этот эфир обеспечили три камеры, несколько световых приборов и две стойки ведущих. Основной контент в виде лайвфида заводился в AR-объекты — виртуальные окна, — с помощью комплекса VizRT, модерируемый режиссером из аппаратно-студийного блока, находящегося в другом конце города.
Интересный кейс мы получили при трансляции церемонии Оскар — 2019. Журналисты телеканала «Украина» были аккредитованы на данное мероприятие и работали в зоне красной дорожки. Мы готовили большое количество включений с помощью виртуальных окон. Реальные декорации монтировались в студии за ночь до эфира, готовность к первой репетиции – всего за несколько часов до эфира… И в этот момент мы осознаем, что не хватает двух метров ковролина для покрытия пола. Командой было принято решение закрыть часть студии виртуальной стеной. Элементы для подобной виртуальной заплатки подготовили достаточно быстро, и благодаря этой конструкции пространство студии существенно расширилось при пролетах камеры крана.
Еще один кейс, которым хочу поделиться. На площадке концерта «Лига Звезд» с участием Джона Ньюмена впервые на территории Украины была использована технология дополненной реальности для шоу. Нашей целью было в реальном времени наложить объемные титры и 3D-графику на видеосигнал с камеры длинного телескопического крана, расположенного в центре Троицкой площади прямо среди зрителей. И мы справились, несмотря на проливной дождь в день концерта. Этот же подвиг мы повторили на съемках концерта ко Дню Независимости, где были реализованы тематические 3D-титры в условиях открытой площадки и сложных погодных условий.
Что в итоге?
Благодаря эргономике работы программных продуктов VizRT и стабильности работы модулей, менее чем за 2 года мы вырастили свою команду специалистов, которых в Украине просто не было. Многие из моих ребят имеют технический бэкграунд прошлых проектов, это очень помогает в изучении ими новой технологии. Здесь ведь не только фотошоп используется, но и есть необходимость в скриптовании событий, и в процедурной оптимизации 3D-моделей.
Также мы создаем свою базу AR-объектов для повторного использования, ведь многие сюжеты повторяются или имеют, например, сезонность, привязанность к какой-либо конкретной тематике. Впоследствии это позволит нам быстро внедрять такие элементы в новые сцены при повторении событий.
Фото: телеканал «Украина», Unsplash
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!