2016 год для украинского кинорынка оказался успешным по многим критериям. В прокат выходит рекордное количество картин собственного производства – 28. Выросло госфинансирование (251 млн грн) и в следующем году обещают выделить еще больше (500 млн грн).
Но зарабатывать на кинопрокате украинского фильма, за редким исключением, по прежнему не удается. Согласно данным компании MRM, в десятке самых кассовых фильмов по итогам первого полугодия всего одна картина собственного производства – романтическая комедия «8 лучших свиданий» от «Квартал 95».
Столь скромные сборы можно было бы списать на кризис, но рынок кинопроката впервые за последние три года вырос в долларовом эквиваленте. В первом полугодии рост составил 15%, до$31,32 млн.
Справедливости ради стоит отметить, что до недавнего времени вопрос кассы не выносили на первый план. Отдельная категория фильмов «для широкой зрительской аудитории», которая ориентирована именно на кассовые сборы, в питчинге Госкино появилась всего год назад. Но в этом году в рейтинге украинских фильмов самые кассовые – проекты, не связанные с господдержкой.
Часть игроков данные по прокату и вовсе не раскрывают. Информацию о сборах фильмов Captum (прокатная компания B&H), «Я с тобой» («Галеон кино»), «Полет золотой мушки» (UFD) и «Бранці» (86Prokat) прокатчики предоставить отказались.
Денис Иванов
У украинского кино не только мало кассовых сборов, украинского кино само по себе очень мало. На протяжении последних лет оно занимает 1-1,5% кинопроката в лучшие периоды, тогда как на развитых европейских рынках – десятки процентов от общего количества проданных билетов.
Просто система поддержки национального кино у нас начала складываться только после 2010 года. Тогда же появились и открытые конкурсы. Благодаря этому, я уверен, в ближайшие год-два появится несколько жанровых фильмов, способных собрать кассу. Уже есть несколько серьезных заявок на коммерческое кино: анимация «Никита Кожемяка», фентези «Сторожевая застава», «Полина», есть перспективные экшены и комедии «Квартала 95».
«В течение 2-3 лет отечественные фильмы могут давать в кинопрокате $6-7 млн в год»
Мой прогноз: если сохранится столь системный характер поддержки кино государством, в течение 2-3 лет отечественные фильмы могут достигнуть планки 10% кинопрокатных сборов или не менее $6-7 млн в год. Это потенциал 6-7 коммерчески очень сильных фильмов.
По примеру других стран, голливудским фильмам могут противостоять в основном локальные комедии: юмор очень сложно импортировать и экспортировать. Подтверждение тому – успех «Бобро поржаловать» во Франции, «Эллинга» в Норвегии, «У черта на куличках» в Италии.
Роман Мартыненко
Будет хорошее кино – будет хорошая касса. Наша индустрия пока в зачаточном состоянии. У многих украинских продюсеров и команд пока не хватает знаний и опыта.
Продюсер должен диктовать понятные коммерческие идеи, команда их реализовывать. Примеров работы такой слаженной цепочки пока мало.
«Будет хорошее кино – будет хорошая касса»
Еще один фактор, который влияет на кассу, – объемы рынка. Например, в Украине хорошо идет фентези, но для съемок в этом жанре нужны огромные бюджеты. А в условиях маленького объема рынка большие бюджеты только для внутреннего проката выделять бессмысленно.
Перспективный жанр для украинских кинопроизводителей – комедии. В Украине всегда востребованы романтические комедии, больше, чем в соседних странах. Но для такого сложного жанра тоже требуется высокий профессионализм продюсера и команды.
Андрей Дяченко
Чтобы быть успешным в прокате, нужно снимать фильмы с коммерческим потенциалом.Идей у наших кинематографистов, может быть, и много, но важна реализация. А у зрителя есть с чем сравнивать, так что нужно повышать уровень украинских проектов.
Жанр на самом деле не имеет значения. Есть же хорошие примеры, что отечественное кино, совсем разное по жанрам, может быть востребовано: «Незламна», проекты «Квартала 95», например.
На последнем питчинге Госкино были хорошие проекты. Посмотрим, как они будут финализированы и реализованы. Как только появится что-то стоящее, зритель обязательно откликнется.