Технологические инновации
В первую очередь великим фильмом «Звездные войны» сделали революционные технологии. Мастер по спецэффектам Джим Нельсон впоследствии говорил: «Дело в том, что на момент создания компании Industrial Light & Magic техники, благодаря которой был создан фильм «Звездные войны», еще не существовало в природе».
Лукас основал Industrial Light & Magic по той банальной причине, что на студии 20th Century Fox в целях суровой экономии закрыли отдел спецэффектов, причем как раз накануне запуска «Звездных войн». Будущая империя спецэффектов, навсегда изменившая облик кинематографа, создавалась буквально «на коленке», из ничего: Лукас, с трудом выцарапавший у студии только три миллиона из необходимых ему на постановку восьми, экономил каждый цент. И его усилия не пропали даром: фактически все спецэффекты, которые вы видели в крупнобюджетных американских фильмах за последние сорок лет, сделаны специалистами Industrial Light & Magic. Из свежих громких премьер достаточно вспомнить «Варкрафт», «Доктора Стренджа» и «Выжившего» Алехандро Гонсалеса Иньярриту.
Флагман эпохи блокбастеров
Задумывая свою эпопею еще в первой половине семидесятых, Лукас изначально ориентировался на детей 11-12 лет.
«Им повезло еще меньше, чем подросткам, – аргументировал свою позицию режиссер. – Я сам видел, как детей лишали волшебного мира приключений, который у нас еще был. Не стало вестернов, картин про пиратов, где верховодили настоящие герои вроде Эррола Флинна и Джона Уэйна. Дисней ушел с рынка продукции для детей, и его ниша пустовала».
Постмодернизм
Через каких-то двадцать лет Квентин Тарантино целиком построит свою киноэстетику на заимствованиях из чужих фильмов, но задолго до этого вундеркинда из кинопроката были фанатичные синефилы-студенты первых американских киношкол, дневавшие и ночевавшие в кинозалах. Постмодернизм пришел в американское кино благодаря кинематографистам Нового Голливуда, к которому формально принадлежал и Лукас. Они тащили в свои фильмы все лучшее, что видели в европейском и азиатском кино. Но первым блокбастером в американской массовой культуре, скроенном по принципу постмодернистского пастиша, стала именно «Новая надежда» Джорджа Лукаса – по странной иронии судьбы, наименее талантливого среди своих однокашников Копполы, Спилберга, Фридкина и Богдановича.
Доморощенную философию джедаев он позаимствовал из книг Карлоса Кастанеды, историю борьбы Империи с Республикой – из телевизионных сериалов 30-х годов наподобие «Флеша Гордона» и «Бака Роджерса». (На волне успеха «Звездных войн» Дино Ди Лаурентис и Майк Ходжес воскресили «Флеша Гордона» из небытия, но лучше бы они этого не делали.)
Прообразами двух забавных дроидов стали персонажи самурайского фильма Куросавы «Трое негодяев в скрытой крепости», в мастере Йоде легко угадывается Альберт Эйнштейн, а в облике протокольного дроида 3PO – женщина-робот из классического «Метрополиса». «Битва за Британию» Гая Хэмилтона с ее впечатляющими воздушными боями всегда была одним из любимейших фильмов Джорджа Лукаса, и он щедро отдал дань в сценах атаки «Звезды смерти». Финальная сцена с награждением главных героев напрямую цитирует «Триумф воли» Лени Рифеншталь и так далее.
Само собой, не обошлось и без автоцитат: тюремный блок 1138, конечно же, напоминает насмотренному зрителю о дебютной картине Лукаса, мрачной антиутопии «THX 1138».
Удачное стечение обстоятельств
Будем откровенны: если оставить в стороне спецэффекты, к феноменальному успеху этот фильм привела цепь случайностей и удачно сложившихся обстоятельств.
Несмотря на то, что Джордж Лукас на тот момент имел в своем режиссерском активе два полнометражных фильма, включая очень успешные «Американские граффити» (только в США лента заработала $115 млн), он настолько сам не верил в успех своего нового фильма, что на нервной почве заработал экзему. Близкие друзья каждое утро приезжали к нему домой и буквально силой отвозили на съемочную площадку. Компьютерная графика создавалась мучительно долго и съедала фантастические деньги, съемочная группа откровенно издевалась над молодым постановщиком, даже Харрисон Форд, несмотря на дружеские отношения, как-то не выдержал и высказал Лукасу все, что накипело по поводу диалогов: «Джордж, я понимаю, что эту хреновину еще можно напечатать на машинке. Но как мне говорить все эти реплики в кадре?»
Актер не преувеличивал. Оригинальный сценарий «Звездных войн» начинался буквально следующим образом: «Речь пойдет о Мейс Уинду, досточтимом джедайбенду из Опучи, связанном с Усби Си Джей Тапе, учеником прославленного джедая».
Как писал видный исследователь Нового Голливуда Питер Бискинд, адвокат Лукаса Том Поллок и его агент Джефф Берг сочли сценарий полной белибердой, но решили «чисто по приколу» попробовать продать его студии – те еще были шутники.
Но даже эту белиберду Лукас сочинял два с половиной года, да и то – окончательный вариант доводили до ума профессионалы. Когда Лукас снимал продолжение, он уже не стал рисковать. Сценарий «Империи» и «Возвращения джедая» писал Лоуренс Каздан – автор хитового «Телохранителя» с Кевином Костнером и Уитни Хьюстон в главных ролях, а также первого «Индианы Джонса». А редактировать сценарий «Мести ситхов» Лукас поручил одному из главных драматургов современности Тому Стоппарду.
Не последняя роль в успехе «Звездных войн» принадлежит монтажерам Т. М. Кристоферу и Полу Хиршу, которые превратили занудный фильм, состоящий преимущественно из статичных средних планов, в динамичный экшн. (Между прочим, несмотря на почтенный возраст, Хирш работает до сих пор: например, он смонтировал недавнюю «Мумию» с Томом Крузом.) Последние штрихи наводила супруга Лукаса Марсия, набившая руку на ранних фильмах Мартина Скорсезе.
Злые языки утверждают, что Лукасу крупно повезло еще и в том, что для создания вселенной «Звездных войн» он использовал готовые визуальные концепции из нереализованной экранизации «Дюны» гениального режиссера-сюрреалиста Алехандро Ходоровски. Тысячи рисунков для этого фильма создали поистине золотые руки Ганса Гигера – создателя образа Чужого из легендарной серии фильмов, и не менее легендарного художника комиксов Жана Жиро, дизайнера оригинального «Трона», «Бегущего по лезвию бритвы» и «Пятого элемента». Из «Дюны» перекочевал в «Звездные войны» также и Дэн О’Бэннон – художник по спецэффектам, режиссер и сценарист, впоследствии написавший того же «Чужого» и «Вспомнить все».
Но даже если это и так, то победителей, как известно, не судят. Тем более, что ни Гигер, ни Жиро, ни Ходоровски никогда не предъявляли Лукасу официальных претензий.