Когда я узнал, что фильм «Украинские шерифы» выдвигается на «Оскар», я был на съемках. Мы очень долго снимали кадр, а в кармане не переставая вибрировал телефон на беззвучном звонке. И когда я наконец-то достал из кармана телефон, там была куча поздравлений. Это было приятно и неожиданно – я не думал, что документальный фильм обгонит два игровых. (На выдвижение также претендовали фильмы «Гнездо горлицы» Тараса Ткаченко и «Песнь песней» Евы Нейман, – ТК). Какие у меня шансы получить «Оскар»? Понятия не имею! (Смеется.)
…о документальном кино
Меня очень радует, что документальное кино становится все более актуальным и интересным для широкого зрителя. Например, документалист Джанфранко Росси получил на прошлом Венецианском фестивале «Золотого льва», а в этом году – «Медведя» на Берлинале.
…о том, как «Украинских шерифов» принимали на Западе
Мировая премьера «Украинских шерифов» состоялась на престижном документальном кинофестивале IDFA в Нидерландах, где картина получила Специальный приз жюри в главном конкурсе. На сегодня мы уже успели побывать с фильмом на тридцати фестивалях. У нас была хорошая пресса: благоприятные рецензии на «Украинских шерифов» написали и Screen, и Variety, и Hollywood Reporter. Что писали? Что это невероятная история, которую никто не ожидал увидеть.
…о жизни, которая меняется прямо на наших глазах
Мы не собирались делать политический фильм: когда начинали снимать, не было еще ни Майдана, ни войны, ни аннексии Крыма. Наши герои жили своей жизнью и плевать хотели на политику. Им каждый день нужно было решать насущные проблемы, которые нам с вами трудно осознать. Вот представьте себе ситуацию, когда милиция и скорая помощь просто не приезжают на вызов – потому что у них нет бензина. А если есть бензин, то неисправна машина. Это давало ощущение полной оторванности от происходящего во всем мире, совершенно отдельной жизни. Но в один момент жизнь села изменилась прямо на глазах: сельский голова собрал общую сходку; охотники, у которых было зарегистрированное оружие, разбились на отряды по десять человек и договорились между собой, как они будут действовать, если в село придет война. Они были готовы ко всему. И мы смогли показать в фильме этот переход от спокойной размеренной жизни к трагическим переменам.
«Тонко чувствуя характеры персонажей, режиссер картины показывает, как сильно внешние обстоятельства могут изменить отдельные аспекты жизни глубинки и в то же время не способны повлиять на ее основы».
Жюри фестиваля документальных фильмов IDFA
…о том, как фильм изменил судьбы своих героев
Я продолжаю следить за судьбами людей, которых мы показали в фильме. Например, там есть такой персонаж – Николай Николаевич: сельский бомж, ни своего дома, ни документов. Одна из сюжетных линий фильма рассказывает о том, как сельский голова и шерифы пытались помочь ему вернуться к нормальной жизни: нашли для него пустой дом, в котором он мог поселиться. Но дальше случилось так, что Коля украл чужой велосипед – и получил за него три с половиной года. Для всех нас это был драматичный финал. Тем более, что срок неадекватный. Но мы нашли выход: показали уже готовый фильм Комиссии по вопросам помилования при президенте Украины. И благодаря фильму Колю выпустили, причем накануне премьеры фильма в Херсоне, на которую приезжали шерифы. Вот такой получился хеппи-энд, перетекший из фильма в реальную жизнь.
…о миллионах на съемки нового фильма
О моем первом игровом фильме «Вулкан», который как раз сейчас снимается в Бориславском районе Херсонской области, я уже успел услышать множество самых странных слухов. Какие-то непонятные интернет-ресурсы пишут о нереальных бюджетах, и все местные водители уверены, что мы зарабатываем на этой ленте миллионы. Такое сильно мешает работать.
Не скажу, что мне легко дался переход от документального кино к игровому. С технологической точки зрения съемочный процесс игрового фильма куда более громоздкий и менее гибкий. В документальном кино главное – это следовать за героем. Больше всего напоминает охоту. В съемочной группе два-три человека, ты в любой момент можешь сесть в машину и сорваться с места следом за своим героем, снять незапланированную сцену, изменить сценарий по ходу съемок. А в игровом кино нужно все заранее и очень тщательно распланировать. Но с другой стороны, так даже интереснее, потому что все под контролем. Ведь в документальном кино ты не можешь создать ситуацию искусственно, зритель это заметит. Подходящую ситуацию нужно ждать. И вот ты сидишь десять дней подряд в нетопленой кочегарке, подбрасываешь в печку дрова и мечтаешь о том, чтобы поскорее сказать: «Мотор!» — и начать снимать. (Смеется.)
…и о новом фильме
«Вулкан» – фильм совсем не о войне, как уже успели написать в интернете. Он как раз о жизни – причем о жизни в провинции, прямо посреди дикого поля. Мы показываем такой типичный собирательный образ провинциального городка, куда попадает переводчик из Киева, у которого прямо посреди степи ломается машина. Потом обстоятельства не позволяют ему покинуть городок, и вот уже киевлянин вынужден плавно вливаться в местную реальность со всеми ее странными, а временами и откровенно дикими ритуалами. Ведь жизнь в украинской провинции очень сильно отличается от тех представлений, которые мы себе рисуем, находясь в Киеве. По жанру это больше всего похоже на трагикомедию с любовной линией и даже элементами вестерна. Надеюсь, к зиме мы фильм закончим снимать и перейдем к монтажно-тонировочному периоду.