Кто такой Дэвид Линч
Это влиятельный американский кинорежиссер, сценарист, художник, фотограф, мультипликатор, поэт и музыкант, ставший одним из наиболее ярких представителей американского независимого кинематографа. Ни один из его фильмов не стал большим прокатным хитом в Америке.
Дэвид Линч – режиссер, очень цельный и последовательный в своих экспериментах, довольно радикальных по форме, содержанию и драматургии. При этом, за редким исключением, он работает на поле «зрительского» кино: большинство его фильмов можно стилистически обозначить как нуары.
Главная заслуга Дэвида Линча видится в том, что он очень гармонично и самобытно скрестил европейский сюрреализм и американскую массовую культуру в ее самом китчевом виде – криминального фильма с непременными сценами насилия и секса.
Главные черты его режиссерского стиля – особый ритм повествования, как будто нарочито замедляемый по мере того, как в кино становится все более популярным «клиповый» монтаж, черный юмор, высекаемый преимущественно из неловких ситуаций, запоминающиеся сюрреалистические образы, ставшие сейчас частью массовой культуры, и абсурдистские сюжеты, выстраиваемые по логике сновидения. Влиятельный философ Славой Жижек даже написал целую книжку, пытаясь разобраться, что же он увидел в «Потерянном шоссе».
Почему «Твин Пикс» называют культовым сериалом
Все перечисленные слагаемые режиссерского почерка вряд ли сделали бы Дэвиду Линчу имя среди массового зрителя. Всенародно известным режиссер стал после сериала «Твин Пикс» – одного из немногих, поистине заслуживших свой культовый статус.
Большие во всех смыслах режиссеры и раньше снимали телевизионные сериалы: Ингмар Бергман, Роберт Олтмен, Райнер Вернер Фассбиндер. До Линча активно работал на телевидении Абель Феррара. Но именно Дэвид Линч стал тем режиссером, который поднял телесериал на принципиально новый художественный уровень. Можно сказать, что Линч стал «крестным отцом» того сериального бума, который мы наблюдаем сейчас.
В некотором роде «Твин Пикс» развивал идеи и стилистику предыдущего фильма Линча, широко прогремевшего нуара «Голубой бархат», в котором старшеклассник сталкивается с изнанкой жизни маленького провинциального городка – в общем, все то, что называется «южной готикой».
Огромной удачей Дэвида Линча и его сценариста Марка Фроста стала мистическая линия. Как настоящий художник Линч отказался от готовых решений и схем. Мистика «Твин Пикса» – постмодернистский пастиш из различных верований, мифологий и мистических концепций, но главное, что она подкреплена мощными и легко запоминающимися визуальными образами: мозаичный пол, красный занавес, белые скульптуры, совы в ночном лесу как проводники душ.
Добавьте сюда множество запоминающихся персонажей (а в сериале практически нет морально или психически «нормальных» героев, кроме главных), оригинальный сюжет, полный экстравагантных, сюрреалистических деталей, и прекрасные актерские работы: чего только стоит Кайл Маклохлен в роли специального агента ФБР Дэйла Купера. И будет вам готовый рецепт успеха.
Сериал вполне ожидаемо стал хитом среди молодежи – еще никто не рассказывал столь увлекательно о жизни старшеклассников, искусно смешав типичный сериал про школу с мистическим триллером, полицейским расследованием и черной сюрреалистической комедией. Стоит ожидать, что на волне третьего сезона фанатская база «Твин Пикса» вырастет еще больше.
Что можно узнать из первых серий нового сезона
Сценарий третьего сезона держался в огромном секрете, из всех задействованных актеров только Кайлу Маклохлену доверили прочитать весь скрипт целиком – остальным достались только собственные роли.
Но и так можно было догадаться, что в новом фильме действие снова будет происходить в городке Твин Пикс, штат Вашингтон, и что мы снова встретимся со спецагентом ФБР Дэйлом Купером. Ожидания нас не обманули, но действительность превзошла самые смелые прогнозы.
Новая история стартует ровно через 25 лет после событий, изложенных в последней серии второго сезона. В третьем сезоне мы узнаем, что герой Маклахлена, после того как провел в Черном Вигваме четверть века, нашел способ вернуться в привычный мир, где проворачивает темные делишки его двойник – Боб, олицетворение Зла. Постаревшие, но несломленные новыми временами обитатели Твин Пикса продолжают жить своей идиллической жизнью посреди лесов. Ну а офис ФБР по-прежнему больше напоминает Черный Вигвам, нежели контору госслужбы. И агенты в нем под стать – вполне инфернальные.
«Новый сезон «Твин Пикса» – бескомпромиссное авторское кино»
В пересказе все это может прозвучать как анекдот, но от новых серий в самом деле перехватывает дыхание, и далеко не всегда по соображениям ностальгии. Несмотря на десятилетний простой (последний на данный момент полнометражный фильм Линча «Внутренняя империя» вышел на экраны в 2006 году, и мастер больше не собирается снимать), режиссер по-прежнему полон новаторских идей и верен своему стилю.
Если вы ожидали увидеть милый ностальгический римейк про подростков, которые торопятся стать взрослыми, и сов, которые не то, чем они кажутся, вас ждет разочарование. В первых четырех сериях, которые на сегодняшний день можно найти в свободном доступе, нет ничего ни от классической телеверсии, ни от полнометражного приквелла «Огонь, иди за мной» – за исключением разве что саундтрека, названия и персонажей. Новый сезон – бескомпромиссное авторское кино, в котором Дэвид Линч последовательно развивает свое режиссерское видение.
Он еще дальше, чем обычно, уходит от традиционной драматургии, предпочитая рассказывать историю визуальными образами: неоднозначными, тревожными, но надолго врезающимися в память. Это создает колоссальный эффект погружения: вам, по сути дела, все равно, ЧТО за историю вам рассказывают, потому что вы всецело поглощены тем, КАК именно это происходит. При этом мистика, нуар и фильм ужасов по-прежнему легко уживаются в соседних сценах с комедийными эпизодами. Действительно смешными – хотя чернее, казалось бы, шутить уже некуда.
Остается надеяться, что художественный уровень остальных эпизодов будет выдержан на том же высочайшем уровне качества. Пока что можно резюмировать следующее: новая работа 72-летнего Дэвида Линча достойна его лучших режиссерских работ, которые сегодня справедливо считаются великой киноклассикой.