1997. «Приятель покойника» Вячеслава Криштофовича
Эта экранизация романа Андрея Куркова стала событием не только в отечественном кино, но и у северных соседей – несмотря на то, что в том же году вышли такие знаменитые фильмы, как «Брат» Алексея Балабанова или «Время танцора» Вадима Абдрашитова. Газета «Коммерсант», которую сложно обвинить в заангажированности, писала в 1997 году: «Фильм Вячеслава Криштофовича стал главным событием первой недели «Кинотавра»».
«Приятель покойника» – кинопамятник Киеву девяностых и мимикрирующая под криминальную мелодраму притча о киевском характере и национальной ментальности: интеллигент, растерявшийся в наступившей новой реальности, сперва решает умереть, а потом так ловко стравливает между собой двух профессиональных убийц, что в качестве джекпота заполучает квартиру, жену и ребенка одного из киллеров. Почему же фильм не смог убедить Оскаровский комитет, хотя и прокатывался в Америке? Злые языки говорят, что Минкульт не вложил ни копейки в продвижение картины на Западе, мало того: даже не нашел денег на перевозку качественных копий, оплаченных французскими продюсерами фильма. Впрочем, «Приятель покойника» получил массу других призов, причем вполне престижных.
2003. «Мамай» Олеся Санина
В следующие пять лет Минкульт не выдвинул ни одной картины. Это понятно: единственными заметными фильмами того периода стали печально известная «Молитва о гетмане Мазепе» (рейтинг на imdb – 4,7 из 10) и «Чеховские мотивы» Муратовой, чей кинематограф бесконечно далек от оскаровской суеты. В то же время в 2000 году от Франции номинировался «Восток – Запад» Режиса Варнье, снятый в копродукции с Украиной, с Богданом Ступкой во второплановой роли и Алексеем Вертинским в эпизоде.
Украина выдвигалась только через три года с «Мамаем» Олеся Санина – бесконечно красивым фильмом, снятым в эстетике украинского поэтического кино. (Как всегда, работа Сергея Михальчука выше всяких похвал и заслуженно получила ряд призов.) И хотя вышедшая в том же году «Ночь светла» Романа Балаяна по своим художественным достоинствам на голову выше фильма Олеся Санина, опоздавший на добрые тридцать лет «Мамай» стал фильмом государственной важности, символом того, что украинское национальное кино живее всех живых и может быть интересно не только в Украине, но и всему остальному миру. Но даже если бы комитетчики включили высокопоэтичного «Мамая» в номинацию, у него не было ни малейших шансов перед победителем, канадской драмой об отцах и детях «Нашествие варваров».
2004. «Водитель для Веры» Павла Чухрая
2006. «Аврора» Оксаны Байрак
2008. «Иллюзия страха» Александра Кириенко
2012. «Тот, кто прошел сквозь огонь» Михаила Ильенко
2013. «Параджанов» Сержа Аведикяна и Елены Фетисовой
2014. «Поводырь» Олеся Санина
Ситуация вокруг выдвижения фильма «Поводырь» наглядно показала, что участие украинского фильма в оскаровской гонке – это вопрос государственной важности, даже если эта самая гонка происходит исключительно в воображении чиновников. Довольно условное кино, по своим художественным достоинствам напоминающее телесериал (или мини-сериал из четырех эпизодов, смонтированный в двухчасовую ленту, кому как нравится), «Поводырь» в первую очередь – идеологически правильный фильм, а уже во вторую все остальное. Любопытно, что в итоге «Оскаром» была награждена польская лента «Ида», которая также пытается разобраться с непростым историческим прошлым. Но в отличие от фильма Олеся Санина, очень традиционного по режиссуре и откровенно слабоватого в сценарной части (хотя над сценарием работали два наших топовых писателя), фильм Павликовского в первую очередь произведение высокой кинематографической культуры, а уже во вторую – политическое высказывание.
Собственно говоря, фильм Мирослава Слабошпицкого «Племя» тоже представляет собой политическое высказывание, как и российский претендент «Левиафан», такой уж год выдался: в школе для глухонемых, где ученики промышляют грабежами, сутенерством и проституцией, легко угадывается метафора нашего многострадального государства эпохи пресловутой преступной банды. (Напомним, что после выдвижения «Поводыря» Слабошпицкий выразил свое недоверие к комитету, что в итоге привело к его расколу.) Режиссерский дебют Слабошпицкого и в самом деле стал художественным прорывом для украинского кино. Но даже после того, как Украинский Оскаровский комитет был реформирован, очередной прошлогодний кандидат, документальный фильм Романа Бондарчука «Украинские шерифы», показал, что для Украины «Оскар» – это по-прежнему о политике, а не о кино.