В новом телесезоне Юрий Великий будет пародировать в «Вечернем квартале» президента Владимира Зеленского. Комик в своем Instagram опубликовал видео из гримерки, где он в парике копирует президента Украины.
Фрагменты с репетиций нового концерта «Квартала», где присутствует Юрий Великий, также публиковала на своей официальной Facebook-странице студия «Квартал 95». Первый концерт обновленного состава «Квартала» состоится во вторник, 13 августа, в Одессе.
https://www.facebook.com/watch/?v=1199728563522074
https://www.facebook.com/watch/?v=982290055435449
В интервью «Телекритике» Юрий Великий рассказал о возвращении в «Квартал», причинах распада дуэта «Братья Шумахеры», закрытие одноименного шоу на канале «Украина», о жизни без «Квартала» и работе со StarMedia.
Юрий, в своем Instagram вы активно интригуете разными «закулисными» видео, по которым можно сделать вывод, что вы вернулись в «Квартал». Так ли это? Какую роль вам отвели? Будете пародировать Зеленского? Говорят, что для вас все должно решиться на концерте «Квартала» 13 августа в Одессе…
Да, это правда, после небольшого перерыва я, можно сказать, вернулся в родную гавань, студию «Квартал 95», чему очень рад. Ролей планируется много, в задумке новые образы, надеюсь, и старые, уже полюбившиеся, тоже будут появляться. Что касается пародий на президента, думаю, они тоже будут, надеюсь, удачные. А насколько они будут удачными, мы действительно увидим на концерте «Квартала» в Одессе 13 августа.
Дуэт «Братья Шумахеры» распался 1 апреля. Почему?
На самом деле дуэт прекратил свое существование 31 марта, когда у нас был концерт в Одессе. Это был завершающий концерт зимне-весеннего гастрольного тура – мы тогда объехали порядка 30 городов Украины. Там же, в Одессе, и объявили об этом. Дело в том, что Сережа несколько поменял свои планы на жизнь – он решил, что будет эмигрировать в другую страну – за океан. Сейчас он наездами бывает в Украине. Чем он там будет заниматься, он мне не говорил, видимо, чтобы не сглазить. Наверное, что-то стоящее, раз он решил так кардинально изменить свою жизнь. Дистанционно сотрудничать тяжело: не могу представить, как можно писать шутки по скайпу. Да и прилетать сюда каждый раз на концерт ему было бы достаточно накладно. Мы практически каждый день собирались в офисе, писали юмор, постоянно генерировали какие-то идеи, придумывали что-то, поддерживали друг друга в этом, когда один где-то пошутил – другой подхватил и дописал.
Мы всегда с Сережей были братьями по сцене, творчеству, юмору и, наверное, по духу – у нас был одинаковый взгляд на юмор. Есть авторы, которые воспринимают исключительно репризные шутки, мы же всегда были сторонниками игровых шуток, основанных на актерской игре, каламбурах, игре слов. Главное, что мы верили в то, что мы делаем, и в ответ зритель верил нам. Распад дуэта, конечно, отразился на моем внутреннем состоянии – на какой-то период я немного утратил форму, не писал юмор. До этого несколько лет у нас был очень напряженный график – и в плане концертов, и в плане авторства. Бывало, до 12 ночи сидели в офисе, а перед концертами – вообще ночевали в нем. Весной я взял небольшой тайм-аут и с мая снова окунулся в работу. Решил осваивать интернет, стал записывать пародийные ролики на политиков для YouTube, которые, кстати, быстро набрали популярности.
Сколько лет вы работали в паре? Как начался ваш дуэт? Почему именно «братья Шумахеры»?
С Сережей я работал 21 год. Мы знакомы с 1997-го, с КВН. Начинали свою деятельность как дуэт именно в Одессе, в стенах Одесского морского университета, который, кстати, в свое время закончил Михаил Жванецкий. Мы участвовали в команде КВН «Флибустьеры». Начав писать вместе номера, поняли, что получается неплохо. Потом играли за другие команды, стали чемпионами Одессы в составе команды «Остатки роскоши», которую собрали из разных коллективов.
«Шумахеры» появились в 2005-м, когда в Одессе образовывался проект «Камеди Морган». Он проходил в клубе «Капитан Морган» – это легендарное одесское заведение. Оттуда мы и начали свой путь. Выступали там 5 лет, всегда с приятными чувствами вспоминаем это время. Когда нам предложили участие в проекте, нужно было придумать дуэту название. Самим ничего толкового придумать не удалось, поэтому обратились за помощью к одному нашему знакомому – он посоветовал назвать дуэт «Братья Шумахеры». Когда мы спросили, почему «Шумахеры», он с улыбкой ответил: «Чтобы вам потом постоянно задавали этот вопрос». Как в воду глядел! Нам постоянно задавали этот вопрос, и часто говорили – «вы гоните, вы гонщики, гонщики Шумахеры». Название нам сразу понравилось, оно прижилось за нами.
В апреле вы нам в комментарии объясняли, что канал «Украина» закрыл «Шоу братьев Шумахеров» из-за рейтингов. Но цифры шоу в целом не были печальными – не каждая юмористическая программа собирает долю 10–12%. Тем более в повторах, которые сейчас крутит телеканал. Программа выходила в субботу и стояла против «Квартала», очень часто – против свежих выпусков. В чем причина закрытия шоу?
Нам изначально говорили, что от нас ожидали большего, даже если мы будем давать не такие высокие показатели как «Квартал», то во всяком случае приближенные к нему цифры. На мой взгляд, проблема была в том, что показатели нашей программы зачастую были ниже средних показателей канала: если у них, например, в среднем за неделю доля составляла 12%, а у нас – 11%, то мы уже ниже. Вторая причина нашего расставания с каналом кроется в том, что вещатель на весну готовил к выходу в прайме субботы новое социальное шоу («Дивовижні люди». – Ред.), которое, возможно, больше подходило для аудитории канала.
В целом «Шоу Братьев Шумахеров» просуществовало около двух лет. Всего мы сняли 11 выпусков, два из которых были новогодними спецвыпусками. Второй спецвыпуск был последним и, на мой взгляд, достаточно мощным. Могу только поблагодарить канал «Украина» за те два года сотрудничества. В какой-то степени мы многому научились, хотя и часто дискутировали с каналом о том, каким должен быть юмор в этом шоу. За два года у нас образовался достойный коллектив, мы обросли авторами, актерами. Коллектив был хорошим, хотя, возможно, поначалу и не все получалось. Тем не менее, мы приобрели колоссальный опыт в этом деле.
Вы сотрудничали с профессиональными актерами?
Да, это были сильные театральные актеры, которые удачно вписались в общий коллектив. Мы с Сергеем актерству хоть и не учились, но прошли школу КВН и, конечно же, «Квартала». У нас было четкое чувство сцены, мы понимали, в какой момент нужно сделать паузу, дать посмеяться зрителю. Какая интонация должна быть. Привыкли к своему дуэтному стилю работы, а тут – целый коллектив. Я предвзят в плане подачи шутки – ее надо подать именно так, как она была прописана, когда мы ее вымучивали, когда формулировали. Не стоит как-то импровизировать или подавать ее иначе. Сереже было это привычно, тогда как актеры не всегда понимали, чего мы от них хотим. Но в целом все получилось. Тем не менее, пока срабатывались, в первый год добавляли новых актеров, в общем – усиливали команду.
Ваше шоу производила компания StarMedia и, как я понимаю, ваша компания «Менс студио». Как нашли партнера в лице StarMedia?
В начале 2017-го мы принесли StarMedia небольшой пилот скетч-шоу, но такой продукт был тогда (и, возможно, сейчас) не совсем востребован на рынке, поэтому нам предложили делать концерты для канала «Украина». Мы, естественно, согласились. Продюсерами ШБШ от StarMedia были Александра Касперская и Андрей Пушкарев. Мы, в «Менс студио», отвечали за творческую часть. В целом наши команды очень хорошо поработали, хотя в процессе съемок было непросто: у них, насколько я знаю, это был первый опыт съемок такого шоу, для нас это также был первый подобный проект. Надеюсь, все у нас получилось.
Номера с Андреем Парубием стали вашей визитной карточкой. Почему среди разных политиков вы выбрали именно его? Согласны ли вы с критикой в ваш адрес насчет его высмеивания?
Мы начали писать пародию на Андрея Владимировича еще в «Квартале». Сережа сказал, что я очень похож на Парубия, только нужно голову побрить. Я говорил – «что брить, у меня и так ничего там не растет…» Но потом посмотрел несколько записей с его участием, попробовал спародировать, и получилось – вылитый, один в один. Сложно было придумать идею номера, было множество вариантов, даже кто-то из знакомых авторов посоветовал придумать номер, как Парубий пришел к логопеду. Естественно, это вызвало у всех улыбку, но мы сразу отказались от этой идеи. Когда ты начинаешь слишком намекать на недостатки, а тем более подчеркивать их – это плохо. Мы же старались прописывать шутки так, чтобы не обижать, выставляя на передний план речевые недостатки. Подсознательно я понимаю, что зритель посмеется, но, когда будет уходить с концерта, у него будет ощущение, что вроде бы смешно, но все же ребята перегнули палку. С другой стороны, я не могу делать пародию на Парубия своим голосом – ведь скажут, что не похож. Если мой персонаж говорит именно так, я обязан его дословно воспроизводить и, естественно, строить шутки вокруг этого. В итоге номер получился бомбезный. Мы написали всего 5 номеров о Парубие, четыре из них были очень сильными: они разошлись на YouTube – порядка 1–2,5 млн просмотров у каждого.
Какие еще ваши номера получили отзыв у аудитории?
Номер с Виталием Кличко получился самым рейтинговым. Мы его показали в первом выпуске ШБШ, обыгрывали указ Кличко о запрете покупки алкоголя после 11 вечера. Записывали концерт в начале мая, а в конце апреля у Владимира Кличко был бой, который он, к сожалению, проиграл. Мы придумали ситуацию, когда Виталий решил посмотреть бой по телевизору и захотел купить перед этим слабоалкогольный напиток, не буду называть, какой. Он пришел в супермаркет, а напиток ему не продают, поскольку он сам же запретил продажу алкоголя после 23:00. Номер получился веселый, хотя и было много нареканий в комментариях – мол, не похож. Тем не менее, видео собрало 4 миллиона просмотров, множество лайков и комментариев.
Почему ушли из «Квартала»? «Шоу братьев Шумахеров», насколько я понимаю, появилось только год спустя после вашего ухода из «Квартала».
В начале 2016-го мы сообщили «Кварталу» о том, что хотим уйти в свободное плавание. Мы состоялись как самостоятельный коллектив. В «Квартале» мы 7 лет писали не только себе, но и основному составу. Ушли для того, чтобы больше развиваться актерски. Нам хотелось писать больше номеров именно для себя, потому что планировались гастрольные туры. При этом мы продолжали еще некоторое время выступать в «Квартале», пока не начали производить собственное шоу.
Как произошло ваше знакомство с Владимиром Зеленским? Правильно ли я понимаю, что вы именно ему должны быть благодарны за участие в «Квартале»?
Абсолютно верно. Когда мы еще жили в Одессе, поздно вечером мне позвонил один мой хороший знакомый. Говорит, мол, приезжай в «Капитан Морган» – тот самый клуб, где мы выступали. Так вот, приезжаю я в клуб, смотрю, сидят Владимир и Саша Пикалов. Познакомились. Я показал ребятам наши работы, вроде им понравилось. Владимир предложил поучаствовать в «Бойцовском клубе», где мы и показывали, судя по отзывам, достаточно неплохие номера. В октябре 2008-го нам предложили выступить в «Вечернем квартале» с номером-пародией на Михаила Задорнова, о том, как он приехал в Америку и зашел в американский ресторан. После этого выступления мы и переехали работать в «Квартал». Что интересно, этот же номер мы показывали на концерте Задорнова в Одессе, куда он нас пригласил. Перед выступлением он посмотрел его и в шутливой форме настоял на том, чтоб мы показали этот номер у него на концерте, после чего похвалил.
Переезд дался нелегко. Около полугода не могли решиться. Мы очень любим Одессу, у нас там были семьи, но мы понимали, что нам нужно было выйти из зоны комфорта. Одесса – хоть и родной город, в нем много друзей, в нем проходила вся жизнь, он дает хороший старт, но мы понимали, что рано или поздно надо было уезжать. Мы приняли предложение и начали работать в «Квартале» как авторы с возможностью выходить на сцену со своими номерами. Поначалу было тяжело, но потом мы поймали кураж – поняли, что нужно зрителю. И номера стали еще сильнее. Кроме «Квартала» мы писали также пародии в «Вечернем Киеве», где нам на каком-то этапе дали еще и возможность в них сниматься. У меня была также роль в «Слуге народа», позже – сразу две роли в «1+1 дома», причем обе режиссерские.
Вы как автор хорошо знакомы с авторским цехом «Квартала», могли бы рассказать, какой сценарист Елена Зеленская?
Елена работает как сценарист вместе с Сашей Пикаловым и Валерием Жидковым. Я не знаю, как они шутки придумывают, – мы работали в разных кабинетах. Многие из их шуток были очень достойными. Вообще любому автору нужно помнить, что если даже шутка получилась не смешной, важно не расстраиваться: не получилось сегодня – нестрашно, получится завтра.
На сегодняшний день «Квартал» – это огромнейшая корпорация юмора, они сильно развились за последние годы. В «Квартале» много друзей – и с авторами, и с актерами я дружу. Со всеми ребятами остались очень теплые отношения, мне порой даже сны снились, что я с Сережей до сих пор выхожу на одну сцену с «Кварталом». Часто бывали моменты ностальгии по тем временам. Я четко знал, что в 10:00 я должен быть на работе, потому что у нас читка сценариев, на которую придет Вова, и мне нельзя опаздывать. Хотя постоянно опаздывал. (Смеется.)
Я точно помню, как в «Квартале» вырезали ваш номер – новогоднее приветствие Януковича. Потом его показали по российскому «Рен ТВ». Что это была за история?
Понятия не имею. То, что номер показали на российском телевидении, вырезав из украинского эфира, для меня было точно таким же открытием. Номер был для украинского зрителя, в нем Виктор Федорович говорил в основном по-украински, и, когда его в результате показали на российском телевидении, мне было очень смешно. Но после того, как он вышел на «Рен ТВ», зрители смогли увидеть этот номер еще и в интернете.
У нас как-то всегда очень смешно получалось писать про Виктора Федоровича. И это был не единственный номер, который поначалу не вошел в телеверсию. Был еще номер, где Янукович учился играть в шахматы. Мы его сняли в марте 2013-го, но в эфир он так и не вышел – не знаю, по каким причинам. Тогда было два съемочных концерта, мы исполнили его в обоих концертах, и на втором могли себе позволить немножко подурачиться. Сережа в какой-то момент не сдержался и от смеха начал «колоться», он покраснел, у него полились слезы. В конечном итоге взяли в телеверсию второй вариант. Показали его уже в мае 2014-го – после того, как Виктор Федорович покинул страну. Номер имел большой успех, как телевизионный, так и в YouTube. Именно этот номер был долгое время нашей визитной карточкой.
«Приветы» от политиков приходили? Не всем ведь, наверное, нравилось, как вы о них шутите.
Слава богу, не было. Где здесь можно постучать по дереву? Мы всегда немножко по-другому шутили о политиках. У «Квартала» многие шутки на эту тему были особенно острыми, с такой яркой сатирой. А мы шутили о политиках в бытовых ситуациях. Политики у нас говорили не о политике. Парубий, например, в нашем номере рассказывал сказки внуку Петра Алексеевича, которому не на кого было его оставить. Нам больше нравилось писать о политиках в бытовых ситуациях, которые, возможно, им и несвойственны.
На телевидении сейчас действует квота в 75% украинского языка, через 5 лет должно стать 90%. Как у вас с украинским?
Я на одесском телевидении полтора года был обозревателем спортивных новостей, программа выходила два раза в неделю. Мы начинали на русском в 2004-м, после того как отсняли 8-10 выпусков, мне сообщили, что переходим на украинский. Благодаря этому, кстати, и подтянул свой разговорный украинский. И, несмотря на то что в повседневной жизни говорю по-русски, я готов к любым переменам. Тем более, что по украинскому в школе у меня всегда были хорошие оценки. Родители следили за этим, говорили «пиши грамотно, чтобы потом писать девушкам письма без ошибок». Кто ж тогда знал, что будет интернет и ошибки станут культивироваться. Да, я мыслю на русском, но живу в Украине и, как любой другой гражданин, обязан знать украинский. Кстати, герои наших номеров говорят и по-украински, и по-русски, а бывает, что и вовсе на суржике – потому как иногда для юмора нужны и такие образы.
За последние годы почти каждый большой канал обзавелся своими юмористическими проектами: на «Новом канале» – Сергей Притула и «Варьяты», на ICTV – «Дизель шоу». Даже на маленьком «НЛО-ТВ» есть своя юмористическая программа – «Мамахохотала шоу». Немало было также экспериментов в прошлом году: СТБ экспериментировал с «Шоу Гариповой», а «Плюсы» – с «Шоу Юры». Можете оценить все эти шоу – шутки, юмор в целом?
Очень провокационный вопрос, озадачили вы меня. Скажу точно, что оценивать юмор я не буду. Я не могу сказать, что где-то плоские шутки или мне не нравится юмор, потому что придумывать юмор – это тяжелый авторский труд. А я – такой же автор и, когда придумываю шутки, вкладываю частичку своей души, чтобы этот номер был смешным и запоминающимся. По поводу «Варьятов» могу сказать, что здорово, что у нас есть такое украиноязычное шоу, у которого безусловно есть свой зритель и таких очень много. Мне нравятся эти ребята, но я бы себя, например, не видел в этом шоу – у меня несколько другое направление юмора. У них, как по мне, более фривольный стиль, отличный от нашего, но он тоже имеет место быть.
С ребятами из «Дизеля» мы знакомы с далекого 2001-го, когда мы все еще играли в КВН. Мы очень часто пересекались на играх в Одессе. Пару раз играли друг против друга – в полуфинале, а потом и в финале в Сочи, став чемпионами украинской лиги в 2005-м. Я был на одном из их концертов, было заметно, что, выходя на сцену, ребята работают в кайф. Когда артисты сами кайфуют от процесса, зритель, естественно, это видит и верит этому, даже если это будет не самый их «болтовой» номер.
«Мамахохотала шоу» – очень хорошие ребята. Лет 5 назад, когда их увидел, я отметил для себя их хорошую авторскую подготовку. Нравятся ходы, которые они используют в номерах, – когда тебе в двух словах рассказали, о чем номер, и ты уже понимаешь, что это смешно. Шоу ориентировано на молодого зрителя, студентов, но мне иногда кажется, что актеры по возрасту не всегда соответствуют образам, которые они играют. На сцене молодые ребята, а им приходится играть взрослых, наделенных опытом людей – отцов, дедушек и т. д. Но уверен, если будут продолжать развиваться, добьются большого успеха.
«Шоу Юры» прошло мимо меня – скажу честно, не смотрел его. По поводу «Шоу Гариповой», дело в том, что с Наташей я знаком очень давно. В свое время в Одессе около 5 лет мы вместе выступали в том самом вышеупомянутом «Камеди Морган». У нее тогда был женский дуэт, с тех пор и дружим. Кстати, многие ребята, которые были в этом проекте, благодаря Сереже переехали в Киев и начали строить свою карьеру здесь. Он, можно сказать, выступил мотивационным фактором. Наташа очень хорошо нашла себя в жанре стендап. Я вижу, как ей все это интересно делать, как она кайфует от этого. Я видел первый выпуск ее шоу. Мне показалось, она была там немного в другом образе, отличном от привычного, и ей было не очень комфортно в нем. В любом случае, для нее это был большой шаг вперед – я думаю, мы ее еще увидим на больших экранах. А когда же вы спросите меня о проектах «Квартала»?
Давайте тогда о проектах «Квартала»: «Лига смеха», «Женский квартал», «Игры приколов», «Импровизация», скетчкомы «Танька и Володька», «Країна У». Что вам больше всего по душе?
«Лига смеха» – это как модернизированный КВН, многие мои знакомые очень успешно там играют. Отличное шоу. Скетчкомы «Танька и Володька» и «Країна У» я не могу оценивать – это совершенно другой жанр, не концертный. Я привык к номерам, где всегда большая плотность шуток, а в скетчкомах или скетчшоу драматургия немножко по-другому построена. «Импровизацию» особо не смотрел, но слышал много положительных отзывов. «Игры приколов» – некий симбиоз концертного шоу и скетчкома, у проекта очень хороший актерский состав, который вышел из «Лиги смеха». «Женский квартал» прекрасен по-своему. В целом я рад тому, что в нашей стране есть большое количество юмористических проектов. Это порождает конкуренцию – всегда, когда есть конкуренция, стараешься делать лучше, двигаться вперед, расти и делать так, чтобы твой продукт был конкурентоспособным.
Быть юмористом – это прибыльная история? В чем себе не отказываете?
Зависит от того, с чем сравнивать. Скажу так, мне хватает. Важно, какого класса ты юморист. Я для себя где-то на третьем курсе университета понял, что не хочу заниматься юриспруденцией. На втором высшем образовании понял, что не хочу заниматься управлением морским транспортом, а хочу продолжить развиваться в юмористической деятельности. Хотя родители говорили, мол, Юрочка, продолжай учиться, ищи работу по специальности. Когда сказал, что хочу заниматься юмором, они меня поддержали. Просто поняли – если получается, значит нужно двигаться в этом направлении. Совершенно не жалею, что пошел по этой стезе. И очень надеюсь, что у меня еще все впереди.
Сергей эмигрировал в США, у вас отличный русский, вам не хотелось в Россию податься – если не эмигрировать, то хотя бы наездами?
Конечно же, в связи с событиями последних лет я не вижу возможным свой переезд в Россию, ни наездами, ни насовсем. Хочется, чтоб все это поскорее закончилось, и в нашей стране наступил мир. До войны я часто там бывал. Особо запомнилась Москва. Впервые я оказался в этом городе в 1999-м, когда в КВН играла сборная Одессы. Нас поехало два вагона болельщиков. Это было в мае, солнечный день, шикарная погода, мы весь день ходили по Москве, нас была большая компания, нам безумно понравился город. С тех пор я бывал там часто, но исключительно в холодную пору года, когда хмуро, слякотно, серо. Ритм этого города другой – все куда-то спешат, и ты чувствуешь себя чужаком. Недаром говорят, что в Москве можно работать, но жить там тяжело. Мне в приоритете все таки второе и важно, чтобы легко. В Одессе всегда было по-другому, там свой темпоритм – никто никуда не спешит, даже в час пик люди могут вальяжно прогуливаться по городу. Киев, в который до этого тоже часто приезжал, был для меня как-то более родным – свои люди, свои цены, своя валюта – все, к чему ты уже привык. Киевляне более улыбчивые, они меньше торопятся, красивый зеленый город. И тогда я понял, что хочу переехать именно сюда.
Поначалу полтора года мне было не так комфортно – я был один. Мой тогдашний график – это работа и дом. Я не знал, чем себя занять, пока не начал кататься на коньках – сначала день-два, затем три-четыре раза в неделю. Потом друзья затащили на латиноамериканские танцы и мне стало гораздо комфортнее жить в этом городе. Я понял, что очень важно найти себя. Я себя нашел. Работа никогда не давала скучать и не дает по сей день.
Фото: Анна Федорук