Основатель и бывший главред издания AIN.UA рассказал на конференции по фандрайзингу Raise It о сложностях запуска онлайн-изданий в Украине и о том, почему текст больше не самый главный вид контента.
На украинском медиарынке нельзя заработать напрямую и нельзя ничего предугадать.
В понятном бизнес-плане вы прописываете необходимые инвестиции, сроки выхода на операционную прибыль и так далее. В медиа вы тоже делаете подобные таблицы-расчеты, но в итоге вы не сможете дать никаких прогнозов.
Конечно, я не говорю о таких проектах, в которых внезапно и непонятно на чьи деньги открывается редакция на 50 человек, и не говорю о медиа, которое приносит 3000 гривен прибыли в месяц.
Я говорю о средних по размеру онлайн-медиа. И это не может быть дешево. Только на запуск сайта с командой вы потратите не меньше $15 тыс., еще $8 тыс. ежемесячно вам нужно будет тратить на поддержание редакции. И вам как-то нужно будет зарабатывать.
Двое моих знакомых потратили на запуски своих проектов $100 тыс. и $25 тыс. Прошло довольно продолжительное время, и результат у обоих одинаковый — проекты не зарабатывают.
Во всем мире медиа — это бизнес с низкой доходностью и высокими рисками. Создавая медиа, нужно будет заниматься двумя параллельными бизнесами: созданием контента с привлечением массовой аудитории на сайт и зарабатыванием денег. И везде есть свои сложности.
Большая аудитория больше не означает большие деньги. Трафик — это игра в длинную, два-три года минимум. Залог успеха в данном случае — это высокая скорость, постоянный контроль эффективности и сильный контент.
Рекламой сложно продвигать медиа. Рекламой в интернете можно только проверить конверсию. Покупая трафик в медиа даже за копейки, вы ни во что не конвертируете свои траты.
Вы думаете, что люди приходят к вам на сайт и потом возвращаются. Но они никуда не возвращаются, они сидят в своем Фейсбуке и переходят по ссылкам на разные сайты.
Классическая модель заработка на рекламе изменяется. У людей наступает баннерная слепота, они устанавливают у себя блокираторы рекламы.
Кроме того, непросто продавать рекламу на своем медиаресурсе из-за низких доходов украинцев. Сайт зарабатывает на том, что продает доступ к аудитории. Сколько стоит доступ к людям, которые зарабатывают 200 баксов в месяц? Кроме того, агентства платят в гривне после 20 упоминаний и через 90-180 дней.
Но проблема украинской журналистики не только в низких доходах аудитории. Наша проблема — это лень. В стране катастрофически низкий и падающий уровень журналистики. Чтобы уровень рос, нужна подпитка иностранными специалистами или рост зарплат.
Помимо лени, проблему создает привычка работать с джинсой. Мелкие СМИ зарабатывают именно этим. И ладно бы это были очень большие деньги, но речь идет каких-то 500 гривнах.
Более того, многие рекламодатели хотят именно джинсу. Чтобы с этим бороться, нужно с самого начала заявить о своих принципах и придерживаться их.
Рынок изменился. Многие главреды когда-то больших украинских изданий почивают на лаврах в разных проектах и думают, что они все еще эффективны. Они не замечают, что во всем мире медиа и принцип их работы изменились.
Медиа становятся технологическими компаниями, а не редакциями только с журналистами. К примеру, в BuzzFeed работает очень много программистов. Они публикуют 5 текстов, смотрят, как их воспринимают, и оставляют только один, самый популярный. Они публикуют сразу много разных заголовков на разных платформах и отслеживают поток.
KPI у таких медиа во главе угла. У них не все теперь про текст, текст остался одним из видов контента. И все тестируется во время публикации. На программистов в зарубежных онлайн-медиа тратят больше, чем на журналистов.
Находите партнеров, которые будут вкладывать в ваш проект ресурсы и усилия, а не деньги. Поймите, что время и опыт важнее денег, и начинайте с малого. Почти все здоровые и хорошие русскоязычные проекты начинались с небольшой команды и пары текстов. Поэтому не ждите редакции из 30 человек и огромные бизнес-планы.
На украинском рынке есть исключения и есть симпатичные проекты. К примеру, БЖ и Bird in Flight. Но эти проекты изначально пошли по другому пути. У БЖ с самого начала было партнерство с «Украинской правдой», которая дала проекту хороший трафик. А Bird in Flight, в свою очередь, при отличном контенте и росте трафика не интересует доходная часть — их финансирует Depositphotos. Через некоторое время этот проект станет бизнесом, но не скоро.
Ориентируйтесь на весь русскоязычный рынок, как это делают Meduza и Bird in Flight. Пробуйте силы на иностранных рынках, не привязывайте проекты к географии. И не разводите инвестора на деньги.
Фото: Конференция «Новые Медиа в Украине», конференция Raise IT