Почему стоит идти в киношколу
Это трудный вопрос. Я ориентировался на несколько критериев: время, количество сделанных работ, контакты, страховка, право на ошибку, широкий опыт и право преподавать.
Время в киношколе — это время, которое вы можете посвятить только профессии. В обычной жизни такого не будет. Также за 2-3 года обучения вы сможете произвести определенное количество работ, которые, возможно, вы не сделали бы самостоятельно. Вы сможете вынести из школы крутой короткий метр и хороший сценарий полнометражного фильма.
В своих работах вы будете иметь право на ошибку, и вы сможете учиться на ошибках других во время коллективного обсуждения работ. Вы получите профессиональный фидбэк.
Если вы идете в достойную киношколу, вы сможете поработать на всех этапах кинопроизводства. Это очень важный широкий опыт. Также важны контакты в киношколе, они вам пригодятся в течение всей карьеры. А с некоторыми людьми вы сможете снять дебютный фильм.
В киношколе вы, условно, можете разбить технику, потому что у вас есть страховка. В Украине такого нет, и вы за все платите и несете ответственность самостоятельно. Также вы имеете право преподавать после магистратуры и зарабатывать неплохие деньги.
Как выбрать киношколу
Я сделал себе табличку с критериями отбора. Так мне легче было сориентироваться. Я смотрел на историю школы и на ее именитых выпускников.
Важно понять, есть ли финансовые вливания в эту школу, потому что от них зависит техническое оснащение и возможность хоть какой-то стипендии. Также среди критериев отбора — обеспечение помещениями, техникой и цена обучения.
Выбор зависит и от локации. Не следует выбирать место, где вы не хотите быть. Большой город дороже, но будет полон событий и постоянных встреч. В маленьком городе вы сможете сконцентрироваться только на вашей конкретной работе. Я выбрал маленький городок.
Какие есть типы школ
Вы должны понять, каким типом кино вы хотите заниматься:
— Есть индустриальные школы, в одной из которых учился, например, Дэвид Линч. Это USC, AFI, Chapman University.
— Инди-киношколы сконцентрированы на том, чтобы проявить вас как автора, здесь больше свободы для художников. Самые лучшие школы в Штатах — UCLA, NYU, Columbia University.
— В экспериментальных школах SFAI и CalArts вы можете проявить свой художественный пыл. Вам дают больше творческой свободы и меньше за вами смотрят.
— Также советую Feirstein School, там комбинированные направления.
Хочу предостеречь вас от таких школ, как NYFA, LAFA и другие. Эти школы активно рекламируются, но вы им нужны больше, чем они вам. Я советую их избегать. С технической стороны вопросов к ним нет, но есть вопросы к истории и достижениям преподавателей.
Также необходимо выбрать программу: это может быть игровое кино, visual arts / experimental или film studies. И есть три образовательных уровня: BA, MFA, MA. Они отличаются количеством лет и кредитов. Все эти степени признаются в Украине.
С чего начать подготовку
Начните с исследования. Почитайте отзывы, пообщайтесь со студентами, возьмите тур (виртуальный или личный) по школе. Все заявки на вступление платны, поэтому стоит сконцентрироваться не более чем на 3-5 школах.
Коммуникация с комиссией очень важна, поэтому напишите всем. В Америке культура мейлов и бизнес-этика значительно важнее, чем у нас. Но там не все отвечают на письма даже с третьего раза. Надо их долбить, звонить им и писать. Также стоит организовать ознакомительную встречу с приемной комиссией. Если вы хотите быть кинорежиссером, сценаристом или еще кем-то, докажите это.
Смотрите требования к международным студентам. Подумайте, сколько времени вам нужно, чтобы подготовиться к тестам и задачам. Если вы уже определились со школой, то подумайте, как вы будете себя продавать.
Какие нужны документы
— Документы, анкета, транскрипты (translation / verification). Совет: никогда не скрывайте ничего от американских университетов, они обо всем узнают и затем поставят на вас клеймо. Перевод документов делайте заранее. Также нужно иметь сертификаты тестов (TOEFL, EIELS или GMAT) и CV (short / long).
— Мотивационное письмо. Это определенная реструктуризация себя, где вы на 3-4 страницах объясняете, почему вы в свои 35 бросаете все и едете учиться на режиссера в Америку. Найдите того, кто потом это все вычитает.
— Рекомендательные письма (2-3). В Америке они пишутся примерно по такому же принципу, что и в Украине. То есть вы пишете их сами в разном стиле и затем подписываете. Обязательно почитайте рекомендательные письма других людей. Я прочитал 20.
— Visual portfolio. Если у вас есть какой-либо опыт, то сфотографируйте, задокументируйте его и покажите в хорошей презентации.
В одной школе мне сразу отказали, потому что мой балл магистерского диплома был ниже их минимума. Но мне посоветовали им написать и убедить в том, что у меня есть черты, которые лучше балла в университете, и я могу это проявить на других этапах отбора. Это сработало.
Творческие задания
— Narrative Scene. Вам дают 2-3 страницы и конкретную ситуацию, чтобы вы написали к ней сцену.
— Thesis Film Essay. Вам надо выложить на странице концепт фильма, который вы хотите снять после выпуска из киношколы. Очень сухо и без диалогов.
— Transformational Moment Essay — о моменте в жизни, который вас полностью изменил.
— Self-introductory video essay (Video) — нужно снимать так, чтобы для вас самого это было необычным.
Такие задачи были у меня при поступлении, и я смог пересечь их в разных школах. Отмечу, что очень важно услышать критику и советы других людей до того, как вы отправите свои работы. Если же вам отказали в школе, попробуйте получить фидбэк и узнать, почему вас не взяли.
Как пройти собеседование
Если вас отобрали на первом этапе, то вы идете на собеседование. Будьте на нем искренним и еще раз расскажите о себе. Принесите свои новые работы. При этом собеседования могут проходить по скайпу или даже телефону.
Задавайте вопросы на собеседовании. Именно здесь вы сможете понять, сколько вы снимете фильмов, будет ли у вас право продавать свои работы и показывать их на фестивалях, сколько людей вам дадут в команду.
Мой совет попробовать почувствовать на собеседовании, вы желанны только как источник денег — или же как часть команды. Если человек на собеседовании смотрит на часы и вы ему аж настолько неинтересны, то не инвестируйте в эту школу.
Сколько это стоит
В стоимость входит не только плата за конкретное обучение. Только на подачу заявок у вас уйдет $100-1000. Плюс визовые расходы, оплата транскриптов и валидации документов. Затем идут расходы на жилье, питание, медстраховку, авто + бензин, другие расходы.
На собеседовании с комиссией узнайте, какие в киношколе есть стипендии, готовы ли в школе пойти вам навстречу и покрыть часть стоимости обучения. Не бойтесь попросить или хотя бы отметить, что стипендия будет ключевым для вас фактором при выборе школы. Комиссия не решает такие вопросы, но может пролоббировать этот вопрос в соответствующем отделе.
Вы можете попробовать заработать деньги до поездки, подать документы на гранты или стипендии. Также возможна работа в университете (это позволяет отбить затраты на проживание и питание) или помощником преподавателя. Пробуйте все.