Встреча создателей фильма «Правило боя» с журналистами, которая состоялась 20 января в столичном «Блокбастере», вскрыла, будто нарыв, главную проблему украинского кино. Как оказалась, эта проблема – не в отсутствии сценарной школы или слабой режиссуре. А в полном отсутствии самокритики у наших кинематографистов.
Виноваты в этом, конечно же, журналисты, которые не стесняются задавать неудобные вопросы создателям фильма. (Причем по делу, потому что в «Правиле боя» полно слабых мест.)
Конечно же, позиция авторов чисто по-человечески проста и понятна: ребята, раз уж мы сподобились сделать для вас кино, извольте нас хвалить. Но нельзя не отметить тот факт, что рокер Женя Галич, который задал тон дискуссии с прессой, показал в фильме такой феерический класс актерской игры, что сам Леонардо Ди Каприо заплакал бы от зависти. И тот момент, что отдельные сцены в «Правиле боя» трудно смотреть без чувства неловкости за этих самых создателей фильма, таких обидчивых и ранимых.
ОК, если традиции кинокритики по-украински требуют похвалы, поищем, следом за распятым на кресте Брайаном, позитивные стороны. Тем более, что они есть. Главное достоинство этого фильма нам видится в том, что создателям «Правила боя» удалось снять идеальное кино для зрителей младшего и среднего школьного возраста.
Это не плохо и не хорошо: это факт, от которого никуда не деться – зрителям старше шестнадцати-восемнадцати лет смотреть «Правило боя» попросту скучно. Ведь все это мы давным-давно уже видели. И про бойцов-одиночек, которые бросают вызов спортивной мафии. И про подпольные бои с тотализатором. И про этнических мафиози с брезгливо поджатыми губами. И про волю спортсмена к победе. И про роковых красоток, от которых жди беды. И про уставших от жизни, но благородных пожилых тренеров. Скажем прямо: «Правило боя» собран, как будто детский конструктор, из готовых штампов, проверенных десятилетиями кинопроката и видеопиратства. (Чего только стоят комичные гопники, как будто перекочевавшие из фильмов Гая Риччи – причем режиссер уверен, что именно так и выглядят «пацанчики с раёна» на Лесном или Борщаговке.)
Между прочим, здесь нет и тени издевки: ниша-то не занята. А украинский кинопрокат остро, как в свежем воздухе, нуждается в собственных блокбастерах для подростков, которые способны хотя бы попытаться конкурировать с попкорновым голливудским кино. Ведь если отбросить всю эту унылую шелуху, которая никого, кроме журналистов, не волнует (сценарий там, режиссура, игра актеров и так далее), то «Правило боя» на самом деле получился довольно симпатичным фильмом.
Здесь очень добротно поставлены и сняты сцены боев. Афористичные диалоги, как в американском кино. Киев в кадре – праздничный и сверкает, что начищенный чайник. Главный герой не только целеустремленный спортсмен, но еще и дает молодому поколению прекрасный пример благородства: спасает своих идиотов-друзей и жертвует собой ради семьи. И если выбирать, куда отправить ребенка, – на «Изгоя-один» или «Правило боя», я бы выбрал «Правило боя». (Другой вопрос, что ребенок сделал свой выбор в пользу «Ла-ла лэнда».)
Так что у фильма есть все шансы стать популярным среди подростков. Кроме того, я верю, что однажды (если не выдаст Бог и не подведет «Госкино») количество национальных фильмов перейдет в качество, и на украинских экранах появятся собственные «Роки», «Бешеные быки» и «Малышки на миллион долларов». Дело, собственно, за малым – стараться снимать кино не для галочки, а талантливо и с душой.
О чем этот фильм
В Киеве соперничают два боксерских клуба. Один принадлежит депутату и негодяю, связанному с мафией, – он устраивает подпольные бои и договорные поединки (Станислав Боклан). Вторым клубом руководит благородный ветеран советского бокса (Алексей Горбунов). Сын его покойного друга, боец от Бога в исполнении Влада Никитюка, участвует в подпольных боях, чтобы заработать на операцию маме и вынужден выйти на ринг в договорном матче. Вторым планом идет история злоключений дворовой банды, с которой связан чудо-боец, и довольно нелепый роман сына тренера (Женя Галич) с роковой красавицей-психологом.
Следует признать, что не все линии «Правила боя» понятны до конца: монтаж – самое слабое место этого фильма, сшитого наживо из четырехчасового мини-сериала. Возможно, новый монтаж или премьера сериала целиком позволят узнать, чем же закончилась вся эта история для главного героя и его близких. Пока финал остается открытым – не исключено, что нам предстоит еще и продолжение.