«T2: Трейнспоттинг» (T2: Trainspotting)
Режиссер: Дэнни Бойл
В главных ролях: Юэн Макгрегор, Юэн Бремнер, Джонни Ли Миллер, Роберт Карлайл
Иногда они возвращаются, но лучше бы нет. Продолжение похождений четырех друзей в Дублине по сравнению с оригинальным фильмом 1996 года смотрится так, как будто «сорокопятку» с песней Игги Попа Lust For Life – гимном ленты «На игле», по ошибке проиграли на тридцати трех оборотах.
И дело не только в расхожем убеждении, что сиквел не может быть лучше оригинала: может, еще как может, вспомните того же «Терминатора». Главная проблема «T2: Трейнспоттинг» в очень слабом сценарии. Герои мечутся по улицам своей юности, совершая бессмысленные поступки и оказываясь в совершенно неправдоподобных ситуациях, а сюжет периодически «зависает», как обторченный Кочерыжка в исполнении Юэна Бремнера.
«Продолжение смотрится так, как будто «сорокопятку» с песней Lust For Life – гимном оригинального фильма 1996 года, по ошибке проиграли на 33 оборотах»
«Антропоид» (Anthropoid)
Режиссер: Шон Эллис
В главных ролях: Киллиан Мерфи, Джейми Дорман, Тоби Джонс
«Антропоид» – жесткий, даже жестокий фильм-реконструкция покушения на протектора Богемии и Моравии Гейдриха, которого прозвали «Пражским палачом», в мае 1942 года. Несмотря на то что, помимо чешского «Атентата» 1964 года, в семидесятых историю покушения уже экранизировал соотечественник Шона Эллиса, постановщик трех серий «бондианы» Льюис Гилберт, бывший фэшн-фотограф Эллис задумал свой еще лет пятнадцать назад и вынашивал замысел долгие годы. (Важная деталь об этом постановщике: он назвал свою собаку Кубриком.)
Зачем смотреть новый фильм Кристофера Нолана
«Антропоид» мог бы стать любопытным контрапунктом к «Дюнкерку» Кристофера Нолана, который вышел в прокат примерно в то же время – и, кстати говоря, в обоих фильмах снялся Киллиан Мерфи.
Вместо абстрактной войны в фильме Нолана, где человек – только пешка в жестокой бойне, фильм Шона Эллиса показывает решительных людей подвига, готовых не только на самопожертвование, но и к тому, что результаты их действий приведут к массовым убийствам мирных жителей. Режиссер не собирается беречь чувства своего зрителя: от сцен пыток в «Антропоиде» физически больно, от сцен финальной перестрелки – страшно. И никакого постмодернизма, только тщательно проработанный исторический фон, крепко сбитая драматургия, отличные актерские работы и мощный саспенс. Смотреть обязательно.
«История семьи Майровиц» (The Meyerowitz Stories)
Режиссер: Ноа Баумбах
В ролях: Адам Сэндлер, Бен Стиллер, Дастин Хоффман, Эмма Томпсон, Грейс Ван Паттен, Сигурни Уивер
С известным допущением, Ноа Баумбаха можно назвать одним из немногих учеников и последователей Вуди Аллена – не по стилю, а по духу: у них одно и то же умение извлекать драматургический материал буквально из воздуха, взаимная любовь к Нью-Йорку, специфический жанровый сплав мелодрамы с комедией и дар божий находить новые интонации в многократно проговоренных сюжетах.
Следом за Алленом Баумбах возвращается к излюбленным мотивам и темам и пока еще умудряется отыскивать всякий раз свежие краски. «История семьи Майровиц» напомнит вам триумфального «Кальмара и кита», за которого Баумбах номинировался на сценарный Оскар, только теперь дети повзрослели, и (о ужас!) у этих детишек лица Адама Сэндлера и Бена Стиллера. Если для Стиллера это уже третья работа в фильме Баумбаха, то Сэндлер сыграл здесь, пожалуй, свою лучшую роль со времен «Любви, сбивающей с ног» Пола Томаса Андерсона.
Но главное украшение фильма – это работа 80-летнего Дастина Хоффмана в роли патриарха семейства, эксцентричного и вздорного скульптора-неудачника: свою последнюю роковую ошибку в карьере и жизни он допускает, пытаюсь собрать под одной крышей всех своих детей. Умничка Баумбах, сын кинокритикессы, зарифмовал Гарольда Майровица с самой первой ролью Хоффмана в «Выпускнике» Майка Николса, которая сделала актера знаменитым. Майровиц – достойный портрет Бэнни Бреддока в старости: обаятельный неудачник, так и не сломленный жизнью, потому что постиг самое главное из искусств. Искусство жить.
«Нелюбовь» (Loveless)
Режиссер: Андрей Звягинцев
В главных ролях: Алексей Розин и Марьяна Спивак
Наверное, самый громкий российский фильм года, о котором говорили и писали не меньше, чем о пресловутой «Матильде» Алексея Учителя. Статус Андрея Звягинцева как фестивального режиссера международного класса автоматически делает событием каждый его новый фильм, и до последнего времени всякая новая работа так или иначе становилась им – будь то талантливая «Елена» (наверное, лучшая на данный момент лента команды Звягинцев/Роднянский/Негин/Кричман) или лукавый «Левиафан». Несмотря на то, что «Нелюбовь» прилежно облизал всякий критик, это первый фильм прославленного режиссера, на котором этот, казалось бы, отлаженный конвейер шедевров дал сбой.
«Аритмия», «Ученик», «Кроткая»: 3 главных фильма о современной России
В чем же неудача? Наверное, в том, что в этой назидательной притче изначально не могло быть людей: негодяи, герои и жертвы прежних фильмов если не харизматичные, то по крайней мере одушевленные, с понятными привычками и жестами. В «Нелюбви» персонажи строго функциональны, как фигуры на доске, – это человекоподобные создания, лишенные качеств и свойств, кроме базовых потребностей, консюмеризма и свинцового равнодушия. При этом попытка противопоставить им «правильных» волонтеров почему-то не срабатывает.
Но даже с такой зияющей дырой на месте, где полагается быть сердцу, «Нелюбовь» по своим художественным достоинствам стала одним из самых важных российских фильмов года. Просто не самая удачная работа выдающегося мастера.
«Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» (Hymyilevä mies)
Режиссер: Юхо Куосманен
В главных ролях: Яаркко Лахти, Оона Айрола, Ээро Милонофф
Было бы странно ожидать в нашем прокате такой фильм, как «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» – даже с учетом поистине подвижнической деятельности прокатной компании Arhouse Traffic.
Это черно-белая, негромкая и, на первый взгляд, совершенно безыскусно сделанная лента о простом парне, пекаре из портового города Коккола на западе Финляндии, может показаться слишком минималистической даже по меркам скупого на приемы и жесты кинематографа Аки Каурисмяки. Сотканная из случайных, казалось бы, кадров и сцен, история подготовки финского боксера к самому решающему бою в своей карьере (и поныне здравствующий Олли Мяки в самом деле дрался летом 1962 года в чернокожим боксером Дэйви Муром) – наверное, самый неспортивный фильм о спорте. Вместо драмы о преодолении и победе в стиле голливудских байопиков режиссер Юхо Куосманен снял фильм о любви и простых человеческих чувствах, искренний и неловкий, как его главный герой в очень точном и тонком исполнении Яаркко Лахти.
Случайные взгляды, которыми обменивается Олли со своей возлюбленной Райей, намного важнее финального поединка за звание чемпиона – в первую очередь, для самих героев. А в каждом кадре как будто застыло время молодости и невинности мира, который теперь утопает в хаосе.
«Драка в блоке 99» (Brawl in Cell Block 99)
Режиссер: С. Крейг Цалер
В ролях: Винс Вон, Дженнифер Карпентер, Удо Киер, Дон Джонсон
44-летний Цалер – человек эпохи Возрождения: удачливый писатель вестернов и научной фантастики, барабанщик и сонграйтер в хэви-метал-группе, сценарист и кинорежиссер, чей дебютный «Костяной томагавк», дикий, ироничный и кровавый кроссовер вестерна с фильмом ужасов, удостоился самых высоких похвал.
«Драка в блоке 99» со временем станет такой же вехой в жанре тюремного эксплотейшена, как «Атомная блондинка» – в жанре шпионского боевика»
Любопытно, что история о парне, который идет до самого конца в ситуации, когда не так-то просто и шагу ступить, перекликается с фильмом «Выстрел в пустоту» Рика Романа Во (который как раз был куплен для проката в Украине). Но если герой Николая Костера-Вальдау разыгрывает драму о человеке, который ради близких людей вынужден пройти через все круги тюремного ада, то «Драка в блоке 99» – чистой воды тюремный эксплотейшн. Сугубо жанровый художник, Цалер не заинтересован в ревизии жанра. Ему куда интереснее искать новые краски и необычные ходы в заданных рамках. На выходе фильм получился хлесткий и жестокий, как удар в голову, без единого лишнего слова, жеста либо монтажной склейки. Фильм, который со временем станет такой же вехой в своем жанре, как «Атомная блондинка» – в жанре шпионского боевика. Как говорится, запомните этот твит.
Ну а ветераны – Удо Кир в роли мелкого беса мафии и Бен Джонсон в образе начальника тюрьмы – просто бесподобны.