Наше путешествие по небольшим театрам Киева продолжается. Мы с вами уже мысленно побывали возле огороженного строительным забором нового здания Театра на Подоле, названного «добродушными» пользователями соцсетей и «гробом», и «мавзолеем», и «крематорием». Виталий Малахов, худрук театра, вокруг которого и разразилась эта буря, признался: он даже боится, что в случае решения конфликта в пользу Театра на Подоле труппа может расслабиться от ощущения, что все хорошо. А потом мы с вами зашли в гости к Театру на Печерске – коллективу, который приютился прямо в жилом доме. «А что, так тоже можно жить», – говорит худрук Александр Крыжановский. Но на большую сцену труппе, конечно, тоже хочется.
А сегодня мы с вами в театре «Золотые ворота». Помещение у этого коллектива полуподвальное, маленькое, но очень уютное. Художественный руководитель Стас Жирков рассказал о том, что на самом деле значит «дом» для независимых театров, почему народ так взъелся на новое здание Театра на Подоле и чего не хватает театру «Золотые ворота».
«У любого независимого театра самая большая проблема – это помещение»
– Недавно была дискуссия по поводу независимого театра и театра государственного, и того, как они могут вместе существовать, – рассказывает Стас. – Так вот, Влад Троицкий сказал очень важную вещь: «Собственное помещение – это фактически один из тех самых больших бонусов, которые могут быть в государственном секторе». Потому что у любого независимого театра самая большая проблема – это помещение. Ведь это возможность репетировать, существовать в каком-то пространстве и не просто ставить спектакли в режиме «днем мы репетируем, вечером показываем спектакли», а возможность сделать разные проекты: учебные, читки и так далее. Так, как живет театр «Золотые ворота», и так, как, я думаю, будет жить Театр на Подоле. Потому что, пообщавшись с Виталием Ефимовичем, я понимаю, что театр будет не просто жить от репетиции к репетиции, от спектакля к спектаклю, а там будет еще много чего интересного.
«Сделали все для того, чтобы люди думали, что новые строения на Подоле должны быть именно такими, как Воздвиженка»
– Я думаю, что сейчас любая проблема является взрывной для народа. Людям постоянно нужна новая возможность высказывать кому-то свое сопротивление и выливать свою негативную энергию. Фактически каждый считает себя экспертом: простые люди лучше всех разбираются в политике, культуре, футболе. И все знают, как руководить государством, только почему-то 25 лет мы не можем выбрать того, кто им нормально мог бы руководить. Так же и насчет театра: мы не привыкли к чему-то новому.
«Свое помещение театр „Золотые ворота“ получил впервые за 35 лет существования»
– Театр «Золотые ворота» получил свое первое помещение в 2015 году. Впервые за 35 лет существования. Все говорили нам, что мы сорвали куш. Но все равно это помещение требует поддержки, финансовых вложений. Да, нам помогает департамент. Мы сделали свет, звук, имиджево изменили это помещение.
– Но все равно там очень много работы и, конечно, нам хотелось бы большего помещения, –признается Стас Жирков. – Потому что этих 40-45 мест, которые есть у нас в зале, уже не хватает. Мы готовы работать больше, но я понимаю, что не все сразу. Спокойно к этому отношусь и благодарен Богу за то, что сейчас имею, а там увидим.
Знаете, какой слоган недавно появился у театра, которым нынче руководит Стас Жирков? «„Золотые ворота“ – театр, а не музей». Так вот, нам хочется верить, что Театр на Подоле, например, тоже театр, а не «гроб», не «мавзолей» и, надеемся, не дом под снос.
Впереди нас с вами ожидает беседа о театре, у которого, кажется, все есть (но так ли это на самом деле?), и о театре, которого больше нет (и нам очень жаль!).