Karabas Live
Хороший, плохой, злой папа.
Самое крупное интернет-издание, посвященное музыкальным реалиям. Главным редактором является Игорь Панасов, в прошлом – главред портала о культуре Cultprostir.ua. Проект принадлежит неоднозначному создателю сервиса по продаже билетов Karabas Максиму Плахтию. И Панасов, и Плахтий утверждают, что издание создано для развития музыкальной инфраструктуры страны – повышения посещаемости концертов и увеличения аудитории украинских музыкальных исполнителей. По словам Максима Плахтия, Karabas Live – это автономное издание со свободной редакторской политикой, не подверженное влиянию владельца.
Изначально предполагалось, что издание охватит все слои украинской музыкальной культуры – джаз, поп-музыку, андеграунд, – но на деле Karabas Live ориентирован на популярный, массовый продукт и продажу билетов, о чем свидетельствует кнопка «купить билеты» внизу практически любого материала на сайте издания. Здесь отсутствуют критические публикации, зато присутствует нарочито мягкое, отцовски нежное «поглаживание» артиста. В интервью порталу ARTMISTO Игорь Панасов объяснил свою политику так:
«Для меня музыка – это не сегмент развлекательного бизнеса. Это лакмусовая бумага, которая говорит о том, что происходит со страной. Поскольку мне не плевать, что здесь происходит, я реагирую на любые музыкальные события и феномены. Поэтому сейчас очень важно не топить, а поддержать все живое, все творческое, тех, кому сейчас удается делать так, чтобы эти люди никуда не делись, не бросили».
В свое время вокруг некоторых материалов разворачивались гневные дискуссии и скандалы, как в случае с публикацией обидевшегося на критику редактора Karabas Live Юрия Березы (который, к сожалению, удалил свой пост с наиболее бурными комментариями). Оживленная дискуссия также возникла вокруг так называемой «рецензии» на альбом Ивана Дорна, который вышел после скандального интервью российскому журналисту Юрию Дудю. Вместо рецензии читатель наткнулся на статистические данные войны на Донбассе. Главный редактор Игорь Панасов так объяснил это странное расхождение между ожидаемым и реальностью:
«Я удивлен, что журнал Karabas Live воспринимается частью наших читателей как издание «просто о музыке». Это совсем не так. Live в названии – это о жизни. Слово не с потолка было взято. Нам хотелось подчеркнуть максимальную широту нашего понимания музыки. Слово означает еще и «концерт»– спасибо богатому английскому языку. Но главный смысл в нем – «жить»».
Одним из непонятных решений был отказ от ежедневных подборок, посвященных новым релизам различных музыкантов – как украинских, так и зарубежных. Причиной отказа послужило то, что музыканты не делали репосты дайджейстов, тем самым лишая Karabas Live новых читателей. Сам дайджест представляет из себя сборную солянку из мало-мальски интересных релизов мировой и украинской сцены, поэтому реакция артистов не удивительна: зачем репостить себе на страницу материал, в котором вам или вашей группе уделено несколько невнятных предложений, а в самой подборке находятся исполнители, с которыми, возможно, и за руку здороваться не хочется?
Karabas Live – это информационно-развлекательный отросток сервиса по продаже билетов, ориентированный на массовую аудиторию, обладающий больше описательной функцией, чем критической, с восторженным (и в меньшей степени нейтральным) отношением ко всей околомузыкальной тусовке. Издание старается охватить максимум событий, которые происходят на поверхности музыкальной культуры Украины и, по возможности, мира – от контента Оли Поляковой, описаний локальных фестивалей и явлений украинского шоу-бизнеса до рецензий на альбомы зарубежных исполнителей и выступлений отечественных звезд средних и больших величин.
Comma
Стильно, модно, молодежно, бессмысленно.
Второй крупнейший музыкальный ресурс Украины пишет лишь о тех, на чью популярность делает ставку. Журнал посвящен всем актуальным событиям и исполнителям мира музыки, причем в большей степени зарубежной. Часто Comma снисходит и до отечественного производителя, но только если артист добился достаточной известности для привлечения трафика на сайт. Малоизвестные украинские исполнители заслуживают краткого дайджеста и нескольких слов об их продукте безо всякой детализации и анализа.
Основной контент Comma – новости. Сообщения о том, кто, когда и где выступает, разбавлены интервью со звездами, деятелями шоу-бизнеса и различным инфотейнментом (материалы, направленные одновременно на развлечение и информирование аудитории. – Прим. ред.), вроде покадрового разбора клипа Ивана Дорна Collaba, как будто читатель журнала не может посмотреть его самостоятельно.
Здесь заметно желание главного редактора Comma Сергея Кейна сделать украинский аналог одного из крупнейших музыкальных ресурсов мира Pitchfork, только попроще, милее.
Недавно Сергей Кейн объявил о перезапуске Comma и превращении его в некое медийное сообщество, посвященное музыке. На деле же это означает присутствие ресурса в различных социальных сетях. Безусловно, Comma не создает тренды, а безропотно им следует и описывает украинскую музыкальную реальность как светлое явление и безапелляционную радость.
Liroom
Повторение – мать учения.
По словам главного редактора Алексея Бондаренко, Liroom – это не издание, а блог о новой украинской музыке.
Подача многих материалов либо лишена критической оценки, оставляя исключительно информационную составляющую, либо же является восторженно-нейтральной. В последнее время материалы блога в той или иной степени пересекаются с материалами ресурса Comma, вплоть до подачи новостей.
Сейчас Liroom по большей части является новостным агрегатором. Большинство последних материалов – это анонсы и новости о субъективно актуальных событиях, которые происходят на украинском музыкальном рынке.
В блоге периодически выходят большие статьи, посвященные отдельным пластам украинского андерграунда и ежемесячные подборки альбомов зарубежных инди-исполнителей. В целом видно, что Liroom старается найти баланс между зарубежным и украинским рынками.
В сентябре 2016 года сервис Karabas объявил о финансировании украинских медиа – Comma и Liroom, – что может рассматриваться как монополия на рынок музыкальной журналистики Украины. Вполне возможно, что отсюда вытекает схожесть тем, форматов и подач всех трех изданий, отсутствие внятной критики и в большинстве своем наличие хвалебных отзывов об отечественном продукте.
Muzmapa
Разваливающийся мостик между андерграундом и мейнстримом.
Ресурс Muzmapa был создан несколькими студентами Киевского института журналистики как домашнее задание, но в итоге идея вышла за пределы учебного заведения.
Muzmapa делает ставку на региональную сцену Украины, в отличие от своих более тяжеловесных коллег, которые заняты по большей части столичными событиями. Ресурс пытается выделяться на фоне «старших братьев» за счет создания новых форматов. Также это единственный музыкальный ресурс, у которого есть видеопродакшен. Журналисты снимают и монтируют видеоинтервью и выступления звезд локальных сцен и стараются создавать развлекательный контент, позаимствованный у передачи «Дурнев +1».
Редакция ресурса берет на себя ответственность критиковать музыку малоизвестных и изредка – популярных исполнителей, но нередки случаи, когда критика ограничена вкусами авторов и их дружбой с теми, кого они критикуют.
Издание не имеет финансирования и существует на энтузиазме, собирая вокруг себя слабо представленных в стране региональных и столичных музыкантов.
Что же происходит с музыкальной журналистикой?
Музыкальная журналистика Украины по большей части играет роль обслуживающего персонала для артиста, а также роль кассы по сбыту билетов.
Зарабатывать хотят все – и организаторы концертов, и артисты, и сами медиа. Отсюда возникает круговая порука: журналисты боятся обидеть музыкантов и организаторов, потому что их могут лишить аккредитации на различные мероприятия, а в случае трех филиалов Karabas – финансирования; музыканты, которые находятся в процессе становления, обижаются на журналистов за то, что те не уделяют им должного внимания; организаторам важно привлекать побольше публики через дополнительные каналы и получать хвалебные отзывы в прессе о своих организаторских способностях, а раскрученные музыканты продолжают создавать свою музыку самого разного качества.
Критике подвергаются исключительно неизвестные исполнители, зато «священные коровы», условно собирающие полные залы, являются неприкосновенными, даже если их музыка – это неудачная копия зарубежных аналогов или зажеванная пленка из прошлого.
Хотя вышеупомянутые медиаресуры сегодня и не влияют на культуру, а лишь поддерживают свою локальную тусовку, они, несомненно, станут «перегноем» для новых, смелых и в перспективе влиятельных ресурсов. Ну а пока что остается довольствоваться новостями из жизни киевских фестивалей, «Вагоновожатых», О.Torvald, «Океана Эльзы», Ивана Дорна и Radiohead.