Казанова из Наркоконтроля
Создателей сериала консультировали Хавьер Пенья и Стив Мерфи – те самые агенты Наркоконтроля, правда, теперь уже на пенсии. И оба не имели ни малейших возражений, когда сценаристы ради красного словца «улучшали» историю. Даже речь шла о фактах их собственных биографий. В частности, никакие злобные приспешники Эскобара не вешали кошку Мерфи – бедное животное умерло своей смертью, от разрыва сердца. (Что не удивительно, учитывая крайне напряженную атмосферу в Колумбии тех лет.) Дочерей у Мерфи две, а не одна – и так далее, по мелочам.
Правда, как утверждает британский еженедельник The Economist, Пенья совершенно не возражал против того, чтобы его сериального персонажа сделали плейбоем: сам-то он вел себя с женщинами куда более скромно. Ну что же, раз не удалось оторваться как следует самому, за него это сделал на экране Педро Паскаль («Игра престолов»), причем постарался на славу.
Миляга Эскобар
Первые претензии к сериалу вызывает исполнитель главной роли. Хотя стоит признать, что ко второму сезону красавчик с бесконечно добрыми глазами Вагнер Моуро («Элитный отряд», «Элизиум») наконец-то несколько освоился с ролью Пабло Эскобара. В волосах появилась седина, в чертах лица – суровость, а в движениях – что-то от мелкой рептилии, вроде бы неуклюжей, но в любой момент готовой спрятаться или атаковать. Но все равно на фоне своей банды Эскобар смотрится неубедительно: его головорезы выглядят куда как более опасными людьми, чем их кровавый атаман. Как ни старался бывший агент Наркоконтроля Стив Мерфи донести до Вагнера Моуро, каким страшным человеком был его герой (Мерфи охарактеризовал Эскобара как «эгоистичного властолюбивого маньяка»), на выходе все равно получился няшный котик. В общем, Станиславский негодует.
Кто такой Горацио Каррильо
В хрониках борьбы колумбийского народа с Пабло Эскобаром нет и никогда не было полковника Горацио Каррильо. Это собирательный образ, за которым стоят, как минимум, два реальных человека. Первый – это полковник Уго Мартинес, который и создал пресловутый Поисковой отряд в 1992 году. Этот товарищ настолько засекречен, что сведений о нем, кроме всем известного факта создания Поискового отряда, практически нет. Известно только, что, в отличие от Каррильо и Эскобара, полковник Мартинес, слава Богу, жив-здоров. (Вроде бы.)
В книге Марка Боудена «Убить Эскобара» Мартинес описывается как высокий и очень худой человек (за что и получил свое прозвище «Флако» – «Тощий»), одержимый идеей поимки Эскобара. Но поймал Эскобара не полковник, а его сын, тоже Уго Мартинес – хоть и под руководством отца, который координировал операцию по радио. На Мартинеса также указывает эпизод дачи 6-миллионной взятки, который описывается в книге Боудена.
Второй прототип Каррильо, не менее отважный борец с Медельинским картелем, бригадный генерал Хайме Рамирес Гомес в 1984 году успешно нашел и уничтожил несколько подпольных лабораторий Эскобара в джунглях, чего наркобарон ему не простил: Хайме Рамирес Гомес был застрелен в ноябре 1986 года, причем на глазах своей семьи. Хитроумная ловушка для полковника Каррильо, показанная в сериале, – не более чем фантазия авторов. Сикарио действовали куда как более топорно.
Вообще, Поисковому отряду, который возглавлял один из прообразов Каррильо – полковник Уго Мартинес, доставалось от всех: общественности, политиков, журналистов – как незаангажированных, так и продажных. Участников отряда обвиняли в коррупции, убийствах, применении пыток, сотрудничестве с «Лос Пепес» (банды, в которые объединились правые террористы, банда братьев Кастаньо и просто охотники за головами – с одной стороны, Эскобара и его людей, а с другой – всех, кто сотрудничал с Наркоконтролем). Вряд ли эти обвинения были голословными: шла настоящая война. Например, американский журналист Марк Боуден упоминает такой факт, что только в первые две недели существования Поискового отряда Мартинес потерял каждого седьмого бойца.
Кстати говоря, авторы сериала не удосужились живописать и половины кровавых подвигов Эскобара, так что жесткие методы Поискового отряда все же имеют свое оправдание. Четверть века спустя Мерфи, наведавшийся с семьей в места былой боевой славы, признал, что был приятно удивлен тем, насколько безопасными городами стали и Богота, и Медельин. Так что жертвы, получается, были не напрасными.
О, где же ты, брат
В сериале «Наркос», особенно во втором сезоне, много внимания уделяется умилительным отношениям Пабло Эскобара с семьей, но при этом ни словом не упоминается его старший братец Роберто Эскобар. А ведь он был не только правой рукой Пабло, но и главным бухгалтером картеля Медельин. Правда, сам Роберто утверждал, что не от хорошей жизни: когда младший брат стал печально знаменит, и сам Роберто Эскобар, и вся его семья оказалась под постоянным прессингом военных, полиции и других вооруженных граждан Колумбии, недовольных делишками Пабло. При этом он всячески дистанцировался от террора, который развязал его брат.
Как бы то ни было, но Роберто пропускал через свои руки все потоки кровавых денег картеля Медельин и был вместе с Пабло, когда тот бежал из тюрьмы «Ля Катедраль» (финал первого сезона). Однако свободой старший Эскобар наслаждался недолго: за год до поимки Пабло он сел на 11 лет, дал Наркоконтролю все необходимые показания и даже написал книгу воспоминаний. Сегодня этот суровый одноглазый старик руководит музеем имени Пабло Эскобара, который находится в бывшей усадьбе наркобарона «Неаполь».
Кстати говоря, в книге Марка Боудена приводится любопытный факт о легендарном наркобароне, который показан авторами сериала просто до неприличия образцовым семьянином. Так вот, дон Пабло был педофилом, предпочитающим проституток 14-15 лет.
Смерть негодяя
Так кто же в итоге спустил крючок? Согласно легенде, Эскобара застрелили американцы, что категорически отрицает непосредственный участник событий Стив Мерфи. Каноническую версию, которой следуют авторы сериала, оспорил сын Эскобара, Хуан Пабло Эскобар. Пару лет назад благополучный аргентинский архитектор Хуан Пабло издал книгу, в которой утверждает, что его отец, понимая, что ему не выйти из окружения, покончил собой. Откуда это мог знать 16-летний подросток, который находился в этот момент за добрую сотню километров от Медельина? Сам Хуан Пабло утверждает, что перед смертью успел поговорить с отцом по телефону – именно этот звонок и зафиксировали бойцы Поискового отряда. В общем, даже в смерти Эскобар остался верен себе, дав нам больше загадок, чем ответов.