Изоляции российского сегмента интернета быть! Закон с бюджетом на реализацию в 30 млрд рублей предусматривает обеспечение автономной работы рунета без подключения к глобальной сети. Окончательное принятие закона повлекло бурю негодования в сети. «Телекритика» разобралась в основных особенностях альтернативного интернета.
Проект федерального закона был внесен в Государственную думу еще 14 декабря прошлого года, а одобрен в третьем чтении 16 апреля 2019 года. После принятия закона Советом Федерации 22 апреля его подписал Владимир Путин. Важно понимать, что закон нацелен на создание специальной инфраструктуры в случае отключения российского сегмента интернета от глобальной сети. Это как бы объясняет будущие действия Роскомнадзора:
- Поставка нового оборудования для регулирования интернета;
- Блокировка «нежелательных» сайтов даже по их трафику;
- Централизованное управление интернетом;
- Требование предоставлять информацию о владельцах точек обмена линиями связи и маршруте трафика через границу РФ;
- Изменение маршрута запрещенного трафика;
- Разрешение пользоваться только точками обмена из специального реестра;
- Создание собственных DNS-серверов с адресами российских сайтов – то есть параллельного российского интернета, в который не смогут попасть люди извне.
Многие правозащитники и сторонники свободной сети высказались негативно о подобных инициативах правительства. К примеру, эксперт Moscow Coding School и бывший сотрудник Telegram Степан Коршаков расценивает положения закона как ограничение интернета, а не защиту от внешних угроз. Несмотря на публичные протесты, закон вступит в силу 1 ноября 2019 года, а ряд его положений о национальной системе доменных имен и о криптиграфической защите информации – с начала 2021 года.
Заглавное фото: кадр из YouTube