У новосозданного информационного телеканала «Наш» внефракционного нардепа и лидера партии «Наши» Евгения Мураева есть телеканал-двойник в Черновцах. Кабельный вещатель с точно таким же названием, но концепцией детского музыкального канала работает в городе более 4 лет. Телеканал ТВі, который перезапустился в октябре после трехлетнего перерыва, может получить двойника уже завтра, 8 ноября, если Нацсовет пролицензирует компанию, готовящуюся к запуску кабельного телеканала с таким же названием.
Представители всех вышеперечисленных телеканалов ведут себя юридически грамотно, не комментируя ситуацию. Не комментирует вопрос телеканалов-двойников также Нацсовет – замглавы регулятора Ульяна Фещук и член Нацсовета Валентин Коваль отказали ТК в комментарии. «Телекритика» разбиралась, у кого больше прав на использование торговой марки и у кого какие шансы на защиту интеллектуальной собственности.
(Не) «НАШ» канал
«Телекритика» в последний месяц широко освещала грядущий запуск телеканала «Наш» Евгения Мураева. Вещатель стартовал сегодня, 7 ноября, на частотах спутникового телеканала Maxxi TV (ООО «Наша Прага»). В промороликах директором канала значится экс-директор NewsOne Елена Рудик, которая проигнорировала вопрос ТК, оформлена ли торговая марка на использование логотипа «НАШ».
Телеканал с названием «Наш» на самом деле существует уже более 4 лет, у него есть кабельная лицензия на вещание в Черновицкой области, записанная на компанию «Медиа-кузня» из города Сторожинец. Логотип вещателя в лицензии оформлен так: «НАШ КАНАЛ». Лицензия была выдана Нацсоветом сроком на 10 лет, в ней прописано вещание у трех провайдеров Черновицкой области. По концепции этот «Наш» – детский музыкальный канал, входящий в пул вещателей группы «Наше медиа» («Наш», «Наше» и «Этно») черновицкого бизнесмена Андрея Верхоляка. Он отказал «Телекритике» в комментарии.
У телеканала есть страничка в Facebook, на которой, в частности, можно рассмотреть оформление логотипа вещателя:
TVi: (не)настоящая история?
10 октября, спустя три года, возобновил спутниковое вещание телеканал TVi, лицензия на который записана на компанию«Инфо 24». Канал перезапускает Дмитрий Носиков– экс-генпродюсер NewsOne, советник министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалика, политконсультант Игоря Кононенко, первого заместителя председателя фракции БПП, однокурсника и бизнес-партнера президента. В СМИ Дмитрий Носиков уверяет, что перезапускает TVi за деньги польских инвесторов, не называя их. Каналом владеет польская компания Millstone&Co, ее бенефициар – некий Михаил Жернов с донецкой регистрацией, у которого, как уверяет Носиков, есть вид на жительство в Польше. Реальным владельцем телеканала называют все же Кононенко. «Украинская правда» связывает вещатель с Виталием Кропачевым, у которого есть общий бизнес с Кононенко в угольной сфере – связанная с ним компания фигурировала, когда канала менял собственность этим летом.
По словам Носикова, TVi по новой концепции будет аполитическим каналом для женской аудитории, хотя в его программной концепции в лицензии указано информационное вещание. Новый слоган канала: «TVi: справжні історії». Что примечательно, выход в эфир произошел спустя месяц после того, как в начале сентября Нацсовет обратился в суд об аннулировании этой лицензии из-за трехлетнего отсутствия вещания. Несмотря на это, на прошлой недели вещатель обновил сайт (работает как обычный информационный ресурс) и запустил первые «женские» проморолики.
Ныне телеканал TVi связан с тремя юридическими лицами: ООО «Инфо 24», на которое записана спутниковая лицензия телеканала; ООО «ТРК «Погода ТБ», владевшим общенациональной цифровой лицензией телеканала Business; ООО «ТВі. ЮА»(ранее называлось «ТРК «Прайм ТВ»), на которое записаны 5 торговых марок ТВі в разных интерпретациях. В частности, ТМ TVi была зарегистрирована 25 ноября 2008 года сроком на 10 лет, 23 февраля компания продлила регистрацию еще на 10 лет.
В повестке заседания Нацсовета в четверг, 8 ноября, стоит вопрос выдачи лицензии на кабельное вещание телеканалу с логотипом ТВі. Лицензию просит оформить ООО «Канжут», которое по реестру принадлежит Татьяне Горбаченко (в статутном фонде указано 500 тысяч гривен), директор – Юлия Ивахненко. Обе – юристы юридической компании «Юримекс», управляющий партнер которой Юрий Крайняк– консультант народного депутата от «Народного фронта» Николая Княжицкого. Крайняк пообещал ТК прокомментировать запуск телеканала завтра, после получения лицензии регулятора.
Компания «Канжут», согласно информации в реестре торговых марок, владеет правами на использование марки ТВі (название прописано белым цветом на красном фоне) с 25 июля 2008-го сроком на 10 лет. 6 июля этого года компания успешно продлила регистрацию еще на 8 лет.
Согласно требованиям Нацсовета, кабельный телеканал обязан указывать провайдера, в сети которого планируется вещание. Компания «Канжут» указала ООО «Балтора» из села Червоная Мотовиловка Киевской области. У компании есть выданная Нацсоветом лицензия аналогового кабельного провайдера, оформленная в 2012 году. Согласно данным госреестра, владельцем «Балторы» значится офшор из Белиза – «Сендтон менеджмент ЛТД», а бенефициаром Барбора Анифту с Кипра. У ТК есть информация, что компания оформлена «Юримексом». Юридически владельцами украинских лицензиатов не могут быть компании из офшорных зон, каким образом так получилось и функционирует ли провайдер на самом деле, неизвестно.
В реестре торговых марок также можно найти информацию о том, что торговую марку ТВі сейчас на себя оформляет некий Артем Колесниченко, подав заявление в «Укрпатент» 29 сентября.
До закрытия ТВi связывали с Давидом Жванией и Николаем Княжицким. Причиной остановки вещания на рынке называли то, что между ними произошел конфликт – оба не смогли поделить имущество канала. Последние три года имущество канала («Инфо 24») было арестовано, суд по этому делу завершился в апреле этого года. Тогда же вещатель сменил собственника. Носиков в своих интервью уверял, что «польские инвесторы» купили только спутниковую лицензию и торговую марку ТВі, у вещателя нет доступа к студии, оборудованию и архиву канала.
«Телекритика» напоминает, что украинские телеканалы не впервые регистрируют торговые знаки, похожие на другие телеканалы, а потом выставляют друг другу претензии за одинаковые названия. Из последнего – осенью прошлого года телегруппа «1+1 медиа» выдвинула претензии новосозданным украинским анимационным телеканалам NIKI kids и NIKI junior на предмет созвучности с названиями вещателей Nickelodeon и Nick junior, дистрибуцией которых в Украине занимается подразделение «Плюсов». Правообладатель последних – международный медиахолдинг Viacom – вместе с дистрибуцией предоставил «1+1 медиа» право на защиту их ТМ. Похожие конфликты из-за использования торговых марок были также у радиостанций. У «Радиогруппы УМХ» был конфликт из-за одинакового названия с киевской радиостанцией «Европа плюс», из-за чего первая была вынуждена сменить позывной на «Европа плас» (в 2016-м превратилась в «NRJ-Украина»). У группы «ТАВР медиа» в 2014-м был конфликт с российской компанией за право использованя бренда «Русское радио. Украина».
«Телекритика» готова предоставить площадку для ответа всем упомянутым в материале телеканалам.