В новом телевизионном сезоне готовятся к выходу на экраны десятки сериалов, произведенных в Украине. Из года в год сериальное производство в стране понемногу находит свою нишу и все лучше понимает вкусы и предпочтения украинского зрителя.
Как изменилось кинопроизводство после Революции достоинства и заинтересованы ли сегодня в украинском продукте за рубежом – об этом и многом другом «Телекритике» рассказал основатель и генеральный продюсер компании Star Media Влад Ряшин.
О свежих лицах и прогрессе
О государственной поддержке
В телевидении я уже двадцать семь лет, двадцать четыре из которых у меня даже в мыслях не было сотрудничать с Госкино и Министерством культуры, – не хотел ассоциироваться с проектами, которые создавались. И только с приходом новых людей в Госкино и Минкульт несколько лет назад, кардинальными изменениями в работе мы, равно как и другие крупные игроки на рынке, приняли решение о сотрудничестве. При этом, Госкино не субсидирует, а выступает партнером, инвестируя в бюджет 50%, а по итогу претендует на 50% дохода.
Если раньше из отечественных фильмов хорошую кассу собирали преимущественно работы студии «Квартал 95», то за последние несколько лет в кинотеатральный прокат вышло немало качественных украинских фильмов при поддержке Госкино. Например, «DZIDZIO Контрабас» (2017), «Украденная принцесса» (2018), «Сторожевая застава» (2017), «Киборги» (2017). Появились мощные фестивальные проекты — «Припутни» (2017), «Межа» (2017), «Стрімголов» (2017) и другие фильмы, многие из которых получили призы на фестивалях категории А.
Сейчас государство решило, что вполне логично поддержать и украинское телесериальное производство, но, к сожалению, пока эта поддержка мне кажется недостаточной. Главная проблема в том, что у нас, как у потребителей, еще не выработался вкус к украинским сериалам. Мы во многом не знаем, чего хотим, а поэтому, я считаю, нужно было несколькими годами ранее начать запускать питчинги сериалов, а уже потом запрещать, ограничивать, регулировать, ставить квоты, проценты.
К слову, о питчингах. Недавно Министерство культуры провело питчинг, на который было подано всего 202 заявки, претендующие на господдержку. Среди них две – от компании Star Media. Это молодежный комедийный сериал «Подорожники» с украинским кастом: Олеся Жураковская, Ирма Витовская, Вячеслав Довженко и другие. Мы делаем его вместе с «Новым каналом».
Второй проект –The Pleasure Principle, копродукция трех стран – Украина, Чехия, Польша. С общим бюджетом 500 тыс. евро за серию. Мы попросили 400 тыс евро у Минкульта, что составило 50% от укр.инвестиции.
После питчинга, что вполне ожидаемо, появились несогласные с его результатами. В информационном пространстве вышли публикации, передергивающие факты о нашей компании. Цели понятны – дискредитировать конкурс, отменить его результаты, используя для этого надуманные причины, патриотические «гасла» и ложь. При том что питчинг транслировался онлайн, его можно было посмотреть, равно как и сейчас. Что я и советую сделать тем, кто сомневается.
Об украинском рибейте
Для дальнейшего развития отрасли очень важно, чтобы рибейт стал нормой. На сегодняшний день в Украине этот вопрос все еще не урегулирован на государственном уровне. Уже проделан огромный путь в этом направлении со стороны индустрии, осталось внести изменения в бюджетный кодекс, и тогда в Украине заработает процентная ставка 16,6%, а это немаловажно для любого зарубежного производителя.
Печально то, что в это время Румыния приняла ставку рибейта 35% и еще плюс 10%, если кинопродукт будет связан с Румынией. В Бельгии, например, рибейт 30%, но там затраты и налоги такие, что туда никто не стремится. А Румыния, в отличие от Бельгии, не такая дорогая, и нам теперь будет очень тяжело с ней конкурировать.
Интересен ли украинский продукт за рубежом
Если говорить об отечественном кинопродукте, то мы уже можем наблюдать активное участие национальных фильмов в кинофестивалях класса А. И они интересны международной аудитории. Например,фильм Сергея Лозницы «Донбас», «Когда падают деревья» Марыси Никитюк, «Вулкан» Романа Бондарчука.
Что касается телесериального продукта, я бы очень хотел ответить «да», но понимаю, что пока еще рано. Для того чтобы к нам серьезно относились, мы должны систематически показывать на международном рынке качественный продукт, который может быть там интересен.
Секрет «Маты Хари»
Какие сериалы предпочитают украинцы
Мне был более понятен портрет аудитории и ее ожидания до 2013–2014. Сейчас все сложнее. С одной стороны, остается интерес к остросюжетности, с другой – эмоциональная усталость экстраполируется на те или иные жанры. В последние годы общество живет в динамично стрессовой ситуации, и накопившаяся усталость дает о себе знать. Только посмотрите по сторонам!
«Менталист» по-украински: плохая игра актеров, мистика и дорогие авто
О планах на будущее
Особенно важный для нас проект – полнометражный фильм «Я, «Победа» и Берлин» по книге моего друга Кузьмы Скрябина. Мы совместно с Благотворительным фондом имени Кузьмы Скрябина уже в следующем году планируем начинать съемки. Сейчас проект находится в подготовительном периоде. Режиссером фильма выступит Александр Кириенко, известный по фильму «Иллюзия страха», который выдвигался на «Оскар». Над сценарием будущей картины работают украинский писатель и драматург Анатолий Крым и Сергей Притула.
О том, что вдохновляет
Я смотрю разное кино: фестивальное, коммерческое, обязательно – фильмы и сериалы, которые делают коллеги по рынку; американские сериалы, документальные, но при этом у меня особый подход к просмотру – мне интересны фабула, режиссерские ходы, формы подачи материала. Говоря о литературе: как раз закончил читать книгу Юваля Ноя Харари «Sapiens: Краткая история человечества». Стив Джобс, кстати, написал, что это одна из книг, обязательных к прочтению. В ней достаточно системно описывается история эволюции сапиенсов, но при этом анализируется, что и почему происходит сегодня в мире и в Украине, в том числе.
Тем, кто работает в кино и телеиндустрии, порекомендовал бы учебник Южно-Калифорнийского университета «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии». В нем представлен аналитический разбор сценарной структуры фильмов-шедевров и хитов мирового кинопроката, таких как «Крестный отец», «В джазе только девушки» и не только. Рекомендую не только для сценаристов, но и для продюсеров.