Дата 14 декабря была выбрана неслучайно. В этот день было завершено строительство саркофага над разрушенным четвертым энергоблоком Чернобыльской АЭС.
В память о всех тех, кто ценою своей жизни и здоровья помогал ликвидировать последствия одной из страшнейших техногенных катастроф, рекомендуем прочесть книгу «Чернобыль: История трагедии» украинского историка Сергея Плохия.
Профессор украинской истории и директор Украинского научного института в Гарвардском университете (США) долго писал документальную книгу, основанную в большей части на свидетельствах очевидцев и неопубликованных архивах СБУ (тогда КГБ).
В ноябре англоязычная версия «Чернобыль: История трагедии» получила престижную британскую премию Baillie Gifford Prize, присуждаемую литературе в жанре non fiction.
В интервью украинской службе ВВС Сергей Плохий рассказал, что не ожидал такого признания и рассматривает награду как признание важности темы Чернобыля в мировом контексте. А также обращает внимание на немаловажный политический момент – это история, основанная на украинских архивах, и это наша версия произошедшего. История очевидцев и участников, иногда написанная формальным холодным языком протоколов комиссии (руководителя Оперативной группы, председателя совета министров УССР Александра Ляшко), иногда описанная простыми очевидцами.
Помимо засекреченных протоколов, доступ к которым был максимально открыт после Революции Достоинства, в книге много воспоминаний и информации, взятых из открытых источников: интервью и воспоминания участников ликвидации. Большую часть данных собирали на протяжении 1986-87 годов и продолжают по сей день. Одним из первых, кто создал целый архив «человеческих материалов», был Юрий Щербак, чьи данные в своей книге использовала Нобелевский лауреат, писательница Светлана Алексиевич.
Сергей Плохий упомянул в интервью ВВС, что самым сложным было преодолеть первый эмоциональный шок от сломанных судеб, уничтоженного здоровья и жизней. «…Когда мир фактически находился в состоянии абсолютной наивности в отношении ядерной энергетики. Люди, которые затем повели мобилизацию в Украине против ядерной энергетики, такие как Иван Драч, как Владимир Яворивский, были в первых рядах людей, которые приветствовали приход ядерной энергетики в Украину, Чернобыль… И такое наивное увлечение ядерной энергетикой продолжалось до Чернобыля, до 1986 года, – и вдруг это происходит, и люди гибнут. Это было совершенно неожиданно среди мирного неба, где радиацию нельзя увидеть».