Утром 5 июля на мосту через реку Сазава у поселка Кацов был снят финальный кадр. Фильм создавался на протяжение полутора лет (не считая того, что режиссер Вацлав Мархоул шел к нему десятилетие), причем съемки проходили на территории четырех стран – в Украине, Словакии, Польше и Чехии, а всего было задействовано 43 локации.
«Раскрашенная птица» (так называется книга) Ежи Косински – автобиографический рассказ о злоключениях шестилетнего мальчика-еврея, которому довелось пережить ад на земле: скрываясь от нацистов, он кочует по деревням Восточной Европы (в том числе и по оккупированной территории Украины), сталкиваясь с нечеловеческой жестокостью местных крестьян.
Сейчас фильм находится на стадии постпродакшена: все визуальные и аудиоработы производители планируют завершить до конца февраля следующего года. Мировая премьера «Раскрашенного птенца» запланирована на май, выход в кинопрокат – на сентябрь 2019 года. А сегодня «Телекритика» вспомнит все, что нам удалось узнать о съемках этого фильма, который создается при поддержке Госкино Украины.
Режиссер шел к этому фильму 10 лет
Чешский режиссер Вацлав Мархоул давно мечтал снять этот фильм, еще с середины нулевых – в общей сложности подготовка к съемкам заняла у Мархоула десятилетие. По его словам, он приложил немало усилий, чтобы выяснить, кому принадлежали права на экранизацию после самоубийства писателя в 1991 году и смерти его второй жены. Только в 2010 году Мархоул смог найти правообладателя и приступить к работе над сценарием.
Сценарий создавался три года и редактировался в общей сложности семнадцать раз, пока не появилась версия, окончательно удовлетворившая режиссера. Качество сценария было отмечено специалистами – в 2013 году скрипт был награжден Призом Кшиштофа Кеслевского в Каннах. Финансирование для съемок «Раскрашенного птенца» Мархоул собирал в течение четырех лет.
«Полтора года назад у меня было ощущение, что я оседлал дикого коня, и мы с ним смело бросились на большое расстояние, на большой скорости»
Главного героя на съемках поддерживали психолог и бабушка
Главную роль – мальчика, который проходит все круги военного ада, сыграл десятилетний Петр Котляр из города Чески-Крумлов. Вацлав Мархоул подчеркивал, что работа с мальчиком была самой тяжелой и ответственной частью съемок. Для начала Петру пришлось пройти психологические тесты, а на съемочной площадке дежурили психолог и бабушка мальчика. Что не удивительно: от описания отдельных сцен в книге Ежи Косински кровь стынет в жилах.
Из чешских актеров в фильме снимались Петр Ванек (сыграл кондотьера Коррелью в европейском сериале «Борджиа») и Радим Фиала («Тобрук»), а также украинские актрисы Нина Шуневич и Алла Сакалова.
Звездных актеров не пришлось долго уговаривать
«Фильм, как и книга, состоит из отдельных новелл – ведь мальчик, главный герой, кочует из одного села в другое. И в каждой такой новелле должны быть главные роли, на которые режиссер изначально планировал приглашать знаковых актеров, – рассказал «Телекритике» украинский продюсер фильма Игорь Савиченко. – Ко всем актерам Вацлав обращался сам, встречался по нескольку раз, обсуждал фильм. Список претендентов был намного шире, но после того, как вы заинтересовали актера, нужно еще заинтересовать его агента. А это процесс долгий, нудный и не имеющий ничего общего с тем прекрасным образом звездной жизни, который нам часто показывают в голливудских фильмах о кинокухне».
5 мировых премьер и 5 украинских фильмов, которые их затмят
Харви Кейтель (сыграл в пяти фильмах Мартина Скорсезе, в «Бешеных псах» и «Криминальном чтиве Квентина Тарантино, одна из последних работ – «Молодость» Паоло Соррентино) услышал о проекте во время фестиваля в Локарно, запросил сценарий и сразу же согласился на роль священника. Удо Киер, на протяжение вот уже 30 лет один из любимейших актеров Ларса Фон Триера, сыграл роль мельника. Другому триеровскому актеру Стеллану Скарсгарду (известен также по фильмам «Пираты Карибского моря» и «Девушка с татуировкой дракона») досталась роль нацистского офицера.
Фильм снимался на черно-белую пленку
По словам создателей фильма, сперва они пробовали снимать на цифровую камеру, но после первых проб отказались от этой затеи – их не устроил полученный результат, который давал искаженное восприятие материала. В итоге пришли к решению снимать на черно-белую 35-миллиметровую пленку, которая дает большую аутентичность. Мало того, оператор Владимир Смутны (он уже работал на украинской копродукции «Вий 3D») работал с CinemaScope – широкоэкранная система, которая использовалась в массовом производстве фильмов только до 1967 года. Специально для этого Вацлав Мархаул подбирал съемочную команду старой школы, которая хорошо знает, как работать с такими технологиями. Все это позволило создать на экране уникальную атмосферу.
«Раскрашенный птенец» – антиукраинский фильм?
На вопрос «Телекритики», не удивляет ли вас поддержка Госкино (государство выделило на съемки 9,6 млн гривен от общего бюджета 128 млн), ведь украинские крестьяне по версии Ежи Косински принимают самое активное участие в Холокосте, Игорь Савиченко ответил:
«Меня часто удивляют проекты, которые поддерживает комиссия Госкино, особенно ее последний состав. Но в случае с «Раскрашенным птенцом» речь идет не конкретно об Украине – как по мне, это притча о состоянии мрачного средневековья, в которое может погрузиться любая страна и любой народ, которые находятся в состоянии войны и геноцида, каждый день сталкиваясь с массовыми смертями. Кроме того, это не история об Украине, Польше, Чехии или Словакии – речь идет о неком пространстве в тылу фронта. Даже диалоги прописаны на вымышленном языке, понятном всем славянам. Да и самих диалогов на весь фильм планируется не более 10 минут. Этот фильм в первую очередь – памятник войне, увиденной глазами десятилетнего мальчика».