Сумасшедшие комедии
Маргинальная молодежь
«Прости за беспокойство», однако, продолжает еще один тренд прошлых «Сандэнсов»: как и «Прочь», он является сатирой на расовую тему. Похоже, в будущие годы нас ждет еще немало вариаций сюжетов «Сумеречной зоны» – только снятых режиссерами с альтернативным культурным бэкграундом. Серьезные фильмы о том, как белые мужчины раскрывают заговоры других белых мужчин, тоже остаются в прошлом, но олицетворявший их Роберт Редфорд («Три дня Кондора», «Вся президентская рать») этому даже рад: ведь именно он в 1981 году создал Институт «Сандэнс» и одноименный фестиваль.
Другим режиссерским успехом в плане молодежно-маргинальной сатиры, безусловно, стал фильм Blinspotting Карлоса Лопеса Эстрады: это насыщенная до гиперактивности комедия, которая не боится болезненных тем (например, полицейской жестокости) и экспериментов (в фильме герой даже сны видит под рэперскую «читку»). Музыкальное прошлое также пригодится будущим звездам «Сандэнса»: режиссер фильма «Прости за беспокойство» – участник супергруппы Street Sweeper Social Club, а автор Blindspotting, 29-летний Карлос Лопес Эстрада, раньше снимал яркие клипы для Goo Goo Dolls и Thundercat’а.
Новая искренность и старая добрая жесть
Однако к сложным темам можно подходить и без доспехов сатиры: так, «История» режиссера Дженнифер Фокс берется за проблему сексуального насилия, никак не смягчая ее ужас. По стечению обстоятельств (съемки начались задолго до известного голливудского скандала) этот фильм стал самым актуальным в нынешней программе – и, по признанию критиков, самым тяжелым.
Что касается фильмов, которые нарочно причиняют зрителю дискомфорт – триллеров и хорроров – то моду на них по-прежнему задает ставшая культовой компания A24 («Ведьма», «Убийство священного оленя»). На нынешний фестиваль они привезли ленту о семейном кризисе «Наследственное», которую критики и зрители в один (дрожащий) голос называют одним из лучших фильмов ужасов последних лет. Для тех, кто любит более традиционную жесть, тоже есть хорошие новости: 80-е и истории о мести по-прежнему в тренде. На «Сандэнсе» за них отвечал кровавый фильм «Мэнди» (в главной роли – Николас Кейдж). Учитывая, что даже его постер переплюнул «восьмидесятостью» и цветовой гаммой «Неонового демона», можно предположить, что ретровейв останется в кино надолго.
Виртуальная реальность
Не фильмами едиными: компания Saatchi показала на фестивале первую главу виртуальной экранизации книги Нила Геймана «Волки в стенах», предназначенной для очков Oculus Rift. Проект позволяет не просто наблюдать за происходящим в 3D, но и взаимодействовать с главной героиней – девочкой Люси, которая верит, что в стенах живут таинственные животные. Другой гость «Сандэнса» – виртуальный арт-проект Zikr: A Sufi Revival, который знакомит зрителя с искусством и традициями суфизма. Можно предположить, что такие проекты станут неотъемлемой частью кинофестивалей, причем будут нести просветительскую функцию наравне с развлекательной. Так, The Sun Ladies VR визуализирует опыт курдских женщин-повстанцев, а в Space Explorers: A New Dawn можно побыть астронавтом NASA.
Борьба против харассмента
Харви Вайнштейн долгие годы был значимой фигурой для «Сандэнса», и организаторы не открещиваются от прошлого. Вот только отныне скандальному продюсеру вход на фестиваль заказан – особенно с учетом того факта, что некоторые из инцидентов с его участием произошли именно здесь. «Вайнштейн был в истории фестиваля, но мы готовы двигаться дальше», – заявил Роберт Редфорд на открытии. Однако организаторы не ограничились символическим порицанием Вайнштейна: на фестивале был организован ряд дискуссий по проблеме сексуального насилия и положению женщин в индустрии кино. Кроме того, Джейн Фонда и ее коллеги-актрисы присоединились к митингу в честь годовщины «Женского марша».
Новая экономика
«Сандэнс-2018» отметился еще и уникальной сделкой: сервис по покупке билетов MoviePass объявил о запуске дочерней компании, которая будет приобретать права на прокат независимых фильмов. При этом MoviePass позиционирует себя в первую очередь как аналитическую фирму, которая исследует зрительские предпочтения и может продавать данные о них другим компаниям. Учитывая, что на MoviePass в США приходится 10% всех продаж билетов на инди-фильмы, а также то, что такое кино становится все востребованнее (вспомнить хотя бы оскаровские номинации фильма «Зови меня своим именем»), можно предположить, что молодая шпана вскоре и правда потеснит блокбастеры.
Заглавное фото: Damsel, Sundance Institute / Adam Stone